Свой среди "чужих", "чужой" среди своих
"Район № 9" - необычная, свежая и резкая картина на тему нелегальной иммиграции. Метафора нелегальной иммиграции здесь считывается, в первую очередь, в силу выбранного режиссером документального стиля повествования
Москва. 11 августа. INTERFAX.RU - Двадцать лет назад на окраине южноафриканского Йоханнесбурга высадился миллион инопланетян – беспомощных и голодных существ, которых землянам пришлось поселить в специальном гетто, названном "Район № 9". Спустя двадцать лет их положение несколько изменилось, и нельзя сказать, что в лучшую сторону. Моллюсков, как их стали называть люди, стало уже 2,5 миллиона, им все так же не хватает еды и приличного жилья, стычек с человеческой расой стало больше, и все чаще можно слышать расистские высказывания в их сторону с призывом выгнать "чужих" с планеты или, по крайней мере, из города. Настолько часто, что корпорация MNU (Multi-National United), ответственная за контакты с внеземными цивилизациями, принимает решение начать переселение инопланетян в изолированный "Район № 10".
Именно так начинается фильм дебютанта в большом кино Нила Бломкампа, который, впрочем, обзавелся идеальной продюсерской протекцией Питера Джексона. Съемки ручной дрожащей камерой прерываются срочными выпусками новостей, и даже когда псевдо-документалистика плавно превращается в злой и совершенно отвязный боевик, зритель все еще ощущает себя в центре настоящего репортажа. И это несомненная находка и удача Бломкампа.
Абсурдистское на первый взгляд решение поместить нелегальных иммигрантов-инопланетян в бедную и проблемную африканскую страну на самом деле только обостряет видение проблемы. Показывая, что злость и агрессия - это обычная реакция любого человека по отношению к "чужим", режиссер говорит о том, что решения этой проблемы, похоже, не существует. А чтобы понять, как себя чувствует другая сторона, нужно по-настоящему стать ею. Что и делает главный герой "Района № 9", служащий MNU Викус ван дер Мерв (Шарлто Коупли).
В ходе операции по переселению пришельцев Викус случайно становится обладателем главного секрета инопланетян, превратившись, таким образом, в основную мишень для собственной корпорации, деятельность которой направлена, главным образом, на обладание инопланетным оружием. Спрятавшись в единственно возможном месте – Районе № 9 – он начинает понимать, что происходит на самом деле и бросает вызов всем участникам этой кровавой истории – от корпоративных боссов MNU до нигерийских гангстеров, спекулирующих кошачьим кормом, так полюбившимся инопланетянам.
Имя Питера Джексона не случайно оказалось в списке продюсеров "Района" - здесь многие кадры и сюжетные ходы напоминают его ранние опыты и упражнения в трэш-стилистике. Отваливающиеся ногти, поедание мертвой плоти – все это посылает привет "Живой мертвечине" и "Дурному вкусу" Джексона. И так же как и в этих фильмах, здесь подобные приемы не оставляют ощущения холодной концепции, придавая эпизодам нужные смешные оттенки. Достичь такого эффекта непросто, особенно, если основная часть фильма это мокументари, но Нил Бломкамп с успехом справляется с этой задачей. Не без помощи, надо думать, Питера Джексона.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/