"Матренин двор" на вахтанговских подмостках

В московском театре им. Вахтангова к 90-летию нобелевского лауреата Александра Солженицына состоялась премьера спектакля "Матренин двор"

"Матренин двор" на вахтанговских подмостках
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 14 апреля. INTERFAX.RU – В свое время Матрена стала собирательным образом - ее история была, с одной стороны, очень личной и ничем не примечательной, но с другой - настолько типичной, что имя героини стало нарицательным. Писатель взял за основу сюжет из деревенской жизни - и в его небольшом рассказе, вышедшем тиражом чуть более трех миллионов (в "Новом мире", а затем в "Огоньке"), увидели траекторию судьбы целой страны. Вот знакомятся Матрена и Игнатьич, вот неспешно протекают их нехитрые будни, вот разоряется их двор, а сама Матрена - погибает. Однако за этим монотонным повествованием угадывались истории тысяч женщин - каких-то по-особому просветленных, мудрых и сохраняющих внутреннее достоинство, несмотря на нерадостные внешние обстоятельства. Как отметил исполнитель одной из главных ролей, Александр Михайлов: "живет какая-то бабушка. А потом понимают - там же Шекспир!".

К слову, первоначально рассказ назывался "Не стоит село без праведника" - однако по настоянию главного редактора "Нового мира" Александра Твардовского, понимавшего, что произведению с таким названием никогда не суждено быть опубликованным в журнале, появился заголовок, который сегодня известен любому студенту.

Актеры Александр и Елена Михайловы оставили театр много лет назад - в 1987 году: Александр стал преподавателем закона Божьего, а Елена - дирижером церковного хора. Причиной возвращения на сцену стала возможность постановки "Матрениного двора", о которой они мечтали еще с первого курса Щукинского училища. Идею инсценировки поддержали режиссер и профессор "Щуки" Владимир Иванов и новый худрук Вахтанговского театра Римас Туминас.

К слову, постановка произведений Александра Солженицына - довольно редкое явление: его тексты сложно адаптируются к театральным подмосткам. Создатели "Матрениного двора" вынашивали проект более двадцати лет, они внимательно изучали не только сам рассказ, но историю его написания, консультировались с женой писателя Натальей Солженицыной. Ведь Солженицын писал не об абстрактной деревенской женщине, а о конкретной - и она, по словам Елены Михайловой, точно так же, как и Матрена, помогала людям, ничего не ожидая в ответ. "Сколько мы таких женщин встречали!, - сказала в одном из интервью Елена Михайлова, - И прежде всего, это Сашина бабушка. Она всю жизнь прожила в Луховицах, была верующей женщиной, с образованием - 4 класса. Но она была мудрейшая! И почти весь наш реквизит из ее разоренной избы. Иконы. Платки. Я играю в ее платье. Это все живая реликвия".

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });