"Инновация-2008": награды и их обладатели

В Москве вручили премии за достижения в области современного искусства. Церемония прошла под знаком русских закусок, пения удмуртских бабушек и конфуза в двух номинациях - в том числе, в главной

"Инновация-2008": награды и их обладатели
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU - В прошедшую субботу в Московском культурном центре "Винзавод" прошла церемония награждения Государственной премии в области современного искусства "Инновация-2008". Эта премия стала четвертой по счету, первая вручалась в 2006 г. за достижения 2005-го. По регламенту "Инновации", художник не может сам выдвинуть себя на ее соискание – это должна сделать галерея, фонд или любая другая институция, что по замыслу организаторов, Государственного Центра Современного Искусства, позволяет контролировать поток заявок и выбирать действительно значимые события прошедшего года. За выбор лучших отвечает экспертный совет, в который входят сотрудники ГЦСИ, независимые кураторы, критики и художники, а финальное решение о награждении выносит международное жюри, состоящее из авторитетных деятелей современного искусства.

По странной, но, похоже, вполне устоявшейся традиции, нынешнюю церемонию вновь доверили вести актрисе Ингеборге Дапкунайте. Почему-то организаторы "Инновации" настойчиво хотят провести невидимую связь между представителями актерского искусства и современного изобразительного, которой, к слову, в нашей стране обнаружить совершенно невозможно. Та же Дапкунайте, которая уже вела награждение в 2007 г. (до нее это делала, кстати, Рената Литвинова, а после - Татьяна Друбич), тогда старательно путала имена художников и их произведений, а актеры, выходившие награждать и артисты, выходившие получать призы, явно видели друг друга впервые. В этот раз актриса вспомнила прошлый опыт и сделала из своего прибалтийского произношения настоящий перформанс, бодро тараторя сложно-произносимые русские слова и веселя этим всех присутствующих.

Вообще, вся церемония, поставленная совместными усилиями Михаила Ефремова и студий "Синефантом" и "Видеодом", проходила в юмористическом ключе. Началась она с фуршета, где гостей угощали водкой и идеальной русской закуской – картошкой, огурцами, помидорами, черным хлебом и другими традиционными продуктами, а за музыкальную часть отвечали удмуртские бабушки, исполнявшие в своей национальной манере отечественные рок-хиты 1980-х. Когда же все перешли в зал и расселись по местам, маленькая точка на небе над изображением здания Винзавода, проецировавшегося на стену, постепенно превратилась в гигантский самолет, врезавшийся прямо в зал, полный ошеломленных зрителей. Эффекта люмьеровского "Прибытия поезда" этот ролик, конечно, не произвел, но определенное настроение задал. Особого упоминания заслуживает хоровая капелла им. А.А. Юрлова, которая весь вечер пропевала названия номинаций и воспевала победителей. Это была поистине оригинальная находка постановщиков, которая, надеемся, подтолкнет их в следующий раз пойти дальше и поставить настоящую церемонию-оперу.

Но началась церемония вручения с совсем невеселой ноты: все пришедшие почтили память погибшего на прошлой неделе теоретика и критика современного искусства, медиа-активиста, 33-летнего Олега Киреева, ставшего лауреатом "Инновации-2006" в номинации "Теория, критика, искусствознание" и бывшего во многом настоящим воплощением основной идеи этой премии – интеллектуалом, новатором и артистом. Но, как сказал со сцены генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин, "жизнь продолжается", и слово передали министру культуры Авдееву. Извинившись за тотальное невнимание к современному искусству со стороны государства, другими словами признав свою некомпетентность в данном вопросе, он все же пообещал как можно скорее исправить это, и вручил приз "За творческий вклад в развитие современного искусства в России" дуэту Александр Сидоров-Игорь Шелковский. Художники издавали в годы Советского Союза подпольный журнал о современном искусстве "А-Я", со страниц которого многие и узнали имена Кабакова, Булатова, Пригова и других ключевых фигур отечественного арт-андерграунда тех лет. К сожалению, в конце прошлого года этот союз оказался без одной полвины. Александр Сидоров умер 21 декабря 2008 года.

Награду в номинации "Новая генерация" вручала режиссер Валерия Гай-Германика, которая сегодня исполняет роль такой же генерации в кинематографе, и которая призналась со сцены, что специально прилетела в Москву на день раньше, чтобы получить возможность познакомиться с молодым перспективным художником. Им стал москвич Андрей Кузькин, получивший приз за свой перформанс "По кругу", который был показан в рамках 1-й биеннале молодого современного искусства "Стой! Кто идет?". Тогда Андрей 4 часа ходил по кругу в резервуаре, наполненном незастывшим цементом.

В следующей номинации "Теория, критика, искусствознание" не победил никто, а озвучивать точку зрения жюри пришлось Кириллу Разлогову. Похоже, никто из номинантов, в число которых входили книги Евгения Барабанова, Виктора Березкина, Виктора Мизиано и публикации интернет-портала Openspace.ru, не подошел, по их мнению, ни под одну из частей формулировки номинации. И видимо это и стало тем скандалом, которого после вручения последней Премии Кандинского теперь все ждут от подобных мероприятий. Денежный приз за эту номинацию решили поделить между "Новой генерацией" и "Произведением визуального искусства".

С главной номинацией, "Произведением визуального искусства", в ходе организации "Инновации-2008" также произошел небольшой скандал. Одни из номинантов, Илья и Эмилия Кабаковы, выдвинутые на соискание премии Центром современной культуры "Гараж" за их проект "Альтернативная история искусства", отказались от участия в конкурсе из-за того, что местные специализированные издания по их словам очень негативно восприняли их появление в шорт-листе. Оказавшись в центре непонятной никому критики, художники решили написать письмо в ГЦСИ, в котором и попросили убрать их имена из списка номинантов. Таким образом, победителя в номинации "Произведение визуального искусства" жюри выбирало из работ Никиты Алексеева, Виктора Алимпиева, Николая Полисского и Владислава Ефимова, который в итоге и получил приз за свою инсталляцию "Для радио", реализованной в прошлом году в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля "Современное искусство в традиционном музее".

Остальные призеры "Инновации-2008":

Лучший региональный проект - "Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии", кураторы Дмитрий Булатов и Олег Блябляс, Калининградская художественная галерея, Калининградский филиал ГЦСИ

Лучший кураторский проект – "Яблоки падают одновременно в разных садах", куратор Анна Зайцева, Центр современного искусства "Винзаод", 1-я Московская биеннале молодого современного искусства "Стой! Кто идет?"

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });