"Свечения" искусства в дни Хануки

Галерея "Триумф" представила выставку современных художников из Израиля в рамках первого ханукального фестиваля "Shine Bright"

"Свечения" искусства в дни Хануки
Этайн Бен Моше "Без названия"
Фото: галерея "Триумф"

Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU - В московской галерее "Триумф" открылась выставка современных израильских художников "EXTENSION. Israel: Свечения", ставшая частью программы первого ханукального фестиваля "Shine Bright".

В экспозиции, представленной при поддержке посольства Израиля в России и Израильского культурного центра "Натив", собраны работы 11 современных израильских художников.

Ханука - это праздник свечей и света, напоминающий о возвращении Второго Иерусалимского храма и чуде, позволившем поддерживать огонь храмового светильника на протяжении восьми дней. Замысел выставки перекликается с этой сакральной для иудеев историей, развивает тему надежды в непростые времена.

Как пояснил в своей вводной статье куратор выставки Рой Бранд, в современных условиях искусство должно продлевать жизнь проблесков надежды. "Блистательный свет, удел городов и лидеров, таит многие обещания, но на деле дает немногое. А надежду может разжечь только самый крохотный огонек, осветивший один зыбкий момент", - пишет он.

И этот посыл Бранда стоит держать в голове, начиная знакомство с экспозицией. На контрасте с шумной предпраздничной улицей картины и видеозаписи на выставке поначалу трудно поддаются восприятию, они требуют внимания и концентрации, а ноги по инерции спешат от одной картины к другой. Большинство картин, среди которых контрастные работы Тсиби Гевы с черно-белыми волнами, полотна Авнера Бен-Гала с то проступающими, то растворяющимися жуткими абстрактными фигурами, с первого взгляда кажутся средоточием темноты. И, лишь замедлив шаг и позволив себе вглядеться в игру теней, можно заметить то свечение, которому выставка и посвящена.

Отвечая на вопрос об особенностях взгляда израильских художников на проблему поиска надежды в современной жизни, куратор выставки Брандт сообщил, что, по его мнению, многие тенденции зарождаются и обретают наиболее концентрированное выражение в Израиле до того, как стать мейнстримом. "Таким образом, искусство, которое происходит из Израиля, обращает наш взгляд на сложность и богатство нашего времени, которые в другом случае было бы трудно выявить", - отметил Брандт.

Один из лейтмотивов экспозиции - взаимодействие между различными культурами - арабской, еврейской, европейской и американской. Как рассказал "Интерфаксу" Брандт, в работах художников надежда "проходит сквозь трещины между культурами, между индивидуальностями и между утвердившимися позициями и решениями, с которыми мы уже знакомы".

"Я думаю, что теперь мы испытываем текучесть идентичности как личной, так и общей. Художники, в частности, работают посредниками между культурами, между полами, они блуждают по неизвестным территориям между религиями, языками и формами жизни", - пояснил он.

Настроиться на темп выставки помогают видеоработы, почти медитативные, сосредоточенные на точках пересечения культур. На записи Даниэла Кикзалеса "Посланник" (2011 год) автор, стоя на вершине холма Скопус в Иерусалиме с видом на палестинскую деревню Аль-Иссавия, подыгрывает на электрогитаре призывам муэдзина к молитве.

Видеоработа Дор Гез "Сабир" (2011 год) - это рассказ Самиры Монайер, жившей в Яффе (сейчас - часть Тель-Авива). Женщина внимательна к деталям, она неторопливо перебирает в памяти разные жизненные ситуации, до и после арабо-израильской войны. Между тем солнце постепенно садится, олицетворяя течение времени.

Одна из наиболее ярких в цветовом плане работ на выставке - инсталляция с лайтбоксами "Без названия", автором которой стал Эйтан Бен Моше. Он концентрируется на сплетении культурного и материального: свет, изображения привычных предметов и абстрактных фигур смешиваются, напоминая игру стеклышек в калейдоскопе.

Буквальное сочетания атрибутов разных сфер жизни использует в своей работе художница Эстер Шнайдер. Инсталляция "Супрематическая стена" представляет традиционный орнамент из перьев павлина, бахромы, атласных лент, которые носят и религиозный, и бытовой, и эротический символизм в разных контекстах. Работа отсылает и к теории Казимира Малевича о "чистой форме", и к очертаниям Иерусалимского храма.

Сплавляя в своих работах материальное и духовное, индивидуальное для каждого народа и общее для всего человечества, художники на выставке "EXTENSION. Israel: Свечения" приглашают зрителей к поиску ориентиров, неспешному и осознанному. Они настраивают зрение на неочевидные детали, столь важные для человечества, но оказывающиеся в тени слепящего света современного мира.

Экспозицию можно будет увидеть до 10 января 2019 года.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });