Ангелы из плоти и крови
Театр.doc представил новый спектакль "Милосердие" о судьбе женщин, трудившихся в госпиталях во время Первой мировой войны
Москва. 3 декабря. INTERFAX.RU - К сотой годовщине со дня окончания Первой мировой войны Театр.doc представил новый спектакль "Милосердие" по мотивам дневниковых записей сестер милосердия Юлии Буторовой и Анны Ждановой.
Спектакль, созданный режиссером Анастасией Патлай и драматургом Наной Гринштейн, в своих стенах принимает Сахаровский центр - для показов отведен зал центра Fotodoc. Помещение довольно холодное и аскетичное: прожекторы, голые кирпичные стены, да два табло с бегущей строкой, напоминающей перед началом спектакля, что на улице - -6…-12, вероятность осадков 5%.
Сценой актрисам служит весь зрительный зал, они ходят между рядами, обращая отдельные реплики лично сидящим в зале людям. Это сокращение дистанции между актером и зрителем узаконивается еще в самом начале спектакля, когда каждый из гостей получает карточку с номером палаты госпиталя и фамилией или прозвищем одного из тех бойцов, которых упоминали сестры милосердия в своих дневниках. Такая бумажка срабатывает как своеобразный пригласительный билет в мир сестер, все оказываются в одной лодке - в одном госпитале.
И этот госпиталь, и сама война предстают для героинь проклятьем и спасательной шлюпкой. Война здесь лишена политической подоплеки, это данность, в которой нужно выживать. Да, дневниковые записи сохранили переживания сестер милосердия за судьбу возлюбленных и тех служащих, которые с тяжелыми ранениями прибывали к ним на лечение. Но осталось на этих страницах и восхищение свободой, которую каждая из сестер милосердия понимала по-своему.
Буторова в спектакле олицетворяет, пожалуй, романтический образ женщины на войне, но не мифологической, а живой. Она много пишет о сострадании, о том, как оказавшимся в госпитале военным не хватает ласки, и как сложно проявить к ним заботу, чтобы не быть понятой превратно. Переживает она и о том, как это страшно - быть убитым далеко от дома, не оплаканным, даже без имени на кресте. Она предана возлюбленному, с которым ее разлучила война, страдает от неизвестности. Инна Сухорецкая, исполняющая роль Буторовой, передает и детский восторг своей героини, описывающей, как она невозмутимо продолжила готовить инструмент для перевязочной после попадания снарядов в госпиталь, а позже наблюдала за "охотой" на вражеский аэроплан.
Алиса Дмитриева в роли Ждановой предстает совсем иным типажом - эмансипе, которой тесно даже в работе с ранеными, и стремящейся вместе с сестрой отправиться на передовую. "Многие зовут наш план безумием, экзальтированностью, но чем виноваты мы, черт возьми, что родились не мужчинами?", - писала Жданова. По-мальчишески громкие восклицания девушки оттеняет письмо солдат к Николаю Второму, в котором они грозятся вернуться домой, потому что сил воевать у них нет, да и жалование небольшое.
Любовь в дневнике Ждановой совсем другой природы, чем у Буторовой. Она пишет о многих романах, правда, все же шифрует встречи с мужчинами словами "идёт снег", а от имен оставляет инициалы. Признает девушка, что любовь ей наскучила, и она готова ей пожертвовать ради исполнения своего долга - участия в боях.
В рассуждения и мечтания Буторовой и Ждановой по ходу спектакля то и дело вклиниваются сухие чиновничьи письма. Автор одного из них призывал служащих воздерживаться от встреч с девушками из-за распространения венерических заболеваний. Звучащие в постановке отрывки из книги "Эмансипация сексуальности в России: рубеж XIX-XX веков" также временами спускают с небес на землю, напоминая о том, как сурова статистика с чувствами живших десятилетия назад людей, и как важно прислушиваться к их словам, сохранившимся на бумаге.
К музыке, которая в спектакле задействована как отдельная стихия, надо привыкнуть. То скрип, то перекрывающий голоса скрежет - сначала эта скрипичная импровизация кажется помехой на радио, той толщей, через которую с потерями пробиваются истории столетней давности. Актрисы Театра голоса "Ла Гол" Екатерина Палагина и Валерия Борисова дополняют этот эффект, то эхом вторя словам главных героинь, то перемежая их рассказы пением. Но стоит принять эти звуки, как они начинают не глушить, а, наоборот, расставлять акценты в словах Буторовой и Ждановой, становятся такой же естественной частью происходящего, как сам воздух в зале.
Все же действие, нагруженное деталями сюжета, звуком и эмоциями, кажется немного затянутым. Спектакль длится около двух часов, и к его концу копится эмоциональная усталость, становится сложно сопереживать героиням в той же мере, что и в самом начале, когда каждый их шаг приковывает внимание.
Истории двух сестер милосердия, наполненные болью, мыслями о смерти, но вместе с тем любовью и жаждой жизни, не ложатся на сердце тяжким грузом. Спектакль "Милосердие" не фокусирует внимание на ужасах войны, не заставляет стыдиться жалоб на неприятности в мирное время. Он и о вечной ценности сострадания и чуткости, и о тех рисках и трудностях, которые ожидали женщин в их попытке расширить свои права.
Наталия Богданова