Кто хочет в трущобы?
Все, что мы знали об Индии, настоящих страстях и закидонах фортуны, но боялись спросить, показал Дэнни Бойл. Триумфальное возвращение режиссера "Трэйнспоттинга" под зубодробительный саундтрек А.Р. Рахмана
Москва. 12 февраля. INTERFAX.RU – Дэнни Бойл любит снимать кино по известным и хорошим книжкам: "Трэйнспоттинг" он снял по культовому роману Ирвина Уэлша, "Пляж" по не менее культовой книге Алекса Гарленда. В основу сценария его новой работы "Миллионер из трущоб", которая выходит у нас сегодня, также положен популярный литературный источник - книга "Q&A" ("Вопрос-ответ") Букеровского лауреата из Индии Викаса Сварупа. Взяв из нее главного героя и основной прием писателя - телевикторину "Кто хочет стать миллионером?", которая прерывается после каждого вопроса флэшбэком в прошлое участника шоу, - а также выведя на первый план любовную линию, англичанин Бойл снял настоящее индийское кино, которое хотя и не очень похоже на него в самом начале, но к концу превращается в блестящий образец классического Болливуда.
В прошлом малолетний бродяга, а ныне разносчик чая в колл-центре, Джамаль Малик удивительным образом попадает в телешоу "Кто хочет стать миллионером?", а чуть позже еще более удивительным образом доходит до его финала. Вполне понятно, что не имеющего образования "вундеркинда" начинают подозревать в мошенничестве, что приводит Джамаля на допрос в полицейском участке. Там он и рассказывает инспектору, а вместе с ним и всем нам, историю своей жизни. В которой, как оказалось, есть ответы не только на вопросы популярной викторины.
В "Миллионере из трущоб" есть все, что может понравиться любому зрителю. Любовь, приключения, насилие, радость, сменяющаяся страданием и наоборот - Дэнни Бойл пользуется всеми составляющими хорошей кинодраматургии одновременно, заставляя из взаимодейстовать без вреда друг для друга. Он ставит сразу на все: как и его герой, режиссер очень не хочет проиграть. И все вместе это действительно работает безотказно. Сверхдинамичный сюжет, сразу разгоняющийся до бешенных скоростей, не позволяет зрителю заскучать до самых финальных титров. Если в прошлом году все восторгались сценарными экспериментами братьев Коэнов в их "Старикам здесь не место", то сегодня все встало на свои места - традиционные ценности снова в моде. И кинонаграды, которые сыпятся сейчас на Бойла, как из рога изобилия - убедительное тому свидетельство. Не за горами вручение "Оскара" и можно быть уверенными - "Миллионер" и там возьмет свое.
Болливуд по Бойлу - это предельная драма в каждом эпизоде и тотальное счастье в самом конце. Но, зная о любви западного зрителя к индийской культуре и эстетике, он не стесняясь подключает и этот ресурс: красочные цвета переливаются через край, а в некоторые моменты, когда актеры открывают рот, то отделаться от ощущения, что они сейчас запоют, очень сложно. Но, все же, выбрав в качестве ориентира индийское кино, Бойл в тоже время остался верен своему фирменному стилю - он четко продумывает каждый план и сцену, и плетет из них вполне замысловатый узор. Дэнни Бойл уже как-то раз подарил своим фильмом "28 дней спутя" второе дыхание зомби-кинематографу, так что вполне вероятно, что и индийская тема, благодаря "Миллионеру из трущоб" вполне может получить новое развитие в кино в этом году. По крайней мере, он попытался сделать это и попытка, надо признать, получилась очень убедительной.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/