"Рассказ служанки": пособие для феминисток
Стартовал второй сезон нашумевшего сериала по роману Маргарет Этвуд
Москва. 28 апреля. INTERFAX.RU - Накануне в эфире стартовал второй сезон нашумевшего сериала "Рассказ служанки", и, судя по первым сериям, он будет еще драматичнее, напряженнее и мрачнее предыдущего.
Американский телепроект, основанный на одноименном романе канадской писательницы Маргарет Этвуд, в прошлом году собрал урожай "Эмми", удостоился "Золотого глобуса" и ряда других престижных наград. По задумке автора, действие в сериале происходит в будущем. На территории США силовым путем образовалось тоталитарное псевдо-религиозное государство, Республика Гилеад. Общество фактически разделено на касты, правящим классом являются военные офицеры, их жены также находятся в привилегированном положении. Остальные граждане обязаны исполнять их волю.
Другая особенность будущего состоит в том, что лишь одна из ста женщин способна иметь ребенка. Таких женщин из простого народа отправляют сначала в спецлагеря, а затем в семьи военных, где они, без их на то согласия, становятся суррогатными матерями. После того, как они исполняют свое предназначение, их переводят в другую семью.
Главная героиня, Джун Осборн (Элизабет Мосс), оказывается в семье одного из офицеров, получает имя Фредова и вынуждена приступать к своим новым обязанностям. В конце первой части беременная Джун намеревается примкнуть к сопротивлению и бороться с бесправным существованием.
Во втором сезоне "Служанки" создатели продолжают исследовать глубину женского терпения и грани человеческой жестокости. Казалось, что в первом сезоне зрителям показали все ужасы насильственного строя, но новые серии демонстрируют обратное.
Второй сезон начинается с объяснения того, куда беременную Джун увозят непонятные стражи порядка. Оказывается, служанок могут массово наказывать за неповиновение, еще и весьма жестоким способом. Впрочем, для Джун это оказывается лишь очередной ступенькой на пути к побегу и свободе, которую она поставила себе целью достичь. И хотя затем героиню снова с изысканной изощренностью возвращают ее "хозяевам" - командору Фреду Уотерфорду (Джозеф Файнс) и его супруге Серене Джой (Ивонн Страховски), ничего уже не будет по-прежнему.
В новом сезоне перед создателями стоит непростая задача - рассказывать историю, не сбавляя темпа, выдерживать визуальную эстетику и сохранять интригу. Все это затрудняется тем, что вторая часть состоит из большего количества эпизодов (13 против 10 в первой), а также тем, что книжный первоисточник закончился на первом сезоне и теперь создатели вынуждены пуститься в "свободное сюжетное плавание".
С одной стороны, это предоставляет им определенную свободу, с другой - ставит определенные рамки.
Теперь в сериале появляются несколько новых площадок, новые герои и тайны. Режиссер первых двух серий Майк Баркер продолжает мастерски обыгрывать закрытые пространства квартир, клиник, салонов автомобилей, комнат, где происходит основное действие. Но если раньше это было обусловлено необходимостью заставить зрителя почувствовать изолированность и одиночество служанок, то теперь появляются и открытые пространства - стадионы, улицы и колонии, которыми героинь только лишь пугали в первом сезоне.
Появляется и новая сюжетная линия - подруги Джун, непокорной Эмили (Алексис Бледел), в прошлом профессора в университете. Теперь она вынуждена расплачиваться за свое неповиновение, работая на радиоактивных рудниках вместе со своими товарками по несчастью. Однако ее безрадостное существование неожиданно преображается, когда Эмили выясняет, что на рудники ссылают не только служанок, но и провинившихся жен офицеров.
Продолжение проекта дополняет мозаику прошлого сезона - приоткрывается завеса тайны того, как демократическая Америка превратилась в Гилеад, как люди предали свои моральные и нравственные ориентиры.
Во флешбэках Джун и Эмили показано, как в США росла расовая и гендерная нетерпимость, как страна стала закрытой для всего остального мира.
Несмотря на большое количество "нового", это не слишком идет на пользу сериалу - создатели как будто не торопятся рассказывать историю, смакуя каждую сцену, оттого, порой, чрезмерно их затягивая. Можно предположить, что это сделано для необходимого погружения зрителя в мрачный беспросветный мир Гилеада. Тем не менее, подобный настойчивый акцент на трансформации государства в тоталитарное, очевидные отсылки к миграционному кризису, политической борьбе за либерализм по-настоящему устрашают своей приближенностью к реальности.
Во всяком случае, наблюдая за тем, с какими унижениями женщинам приходится сталкиваться в Гилеаде, едва ли найдутся те, кто не захочет разделить идеи феминизма.
В России сериал выходит по пятницам на телеканале ViP Premiere.
Анна Нехаева