Основатель Scorpions: рок перерождается, он живее всех живых
Рудольф Шенкер перед российским туром рассказал о судьбе рока и проблемах начинающих музыкантов
Москва. 31 октября. INTERFAX.RU - Германская группа Scorpions вновь возвращается в Россию - со времени своего первого выступления в СССР в 1988 году музыканты стали частыми гостями в Москве, Санкт-Петербурге и российских других городах. На этот раз "скорпы" приедут в рамках тура Crazy World и дадут сразу семь концертов. Услышать ставшую классикой рока Wind Of Change, а также Still Loving You, Rock You Like a Hurricane и другие хиты коллектива поклонники группы смогут 1 ноября Москве, а после в северной столице, Нижнем Новгороде, Уфе и Екатеринбурге.
Накануне московского концерта основатель Scorpions, гитарист и композитор коллектива Рудольф Шенкер дал интервью корреспонденту "Интерфакса" Анне Нехаевой и рассказал о судьбе рока, проблемах начинающих музыкантов и поделился секретом успешного шоу.
- Вы знаете, что Scorpions так давно популярны в России, что вас в шутку называют "российской народной группой"?
- (Смеется) Фантастика! Мне об этом не говорили. Это невероятно! Особенно, учитывая, как все начиналось. Помню однажды в 1982 году мы с группой репетировали в студии перед туром в поддержку альбома Blackout, и я сказал ребятам, что мы должны выступить в России. Они тогда выпали в осадок и назвали меня сумасшедшим. Они говорили, что в России вообще нет наших фанатов, а я утверждал им обратное. И вот в конце 80-х, когда мы играли в Будапеште в Венгрии, встретились с одним промоутером и рассказали о своих планах выступить в СССР. Он нам сказал - "да без проблем ребята, там сейчас новый парень, мистер Горбачев, идет перестройка". Он предложил нам закончить запись новой пластинки Savage Amusement, чтобы после этого обсудить возможность нашего приезда в Россию. И потом все получилось - мы приехали в Ленинград с концертами, встретили множество удивительных людей, очень подружились с группой "Парк Горького", узнали много всего про русских. А сейчас у меня русская жена - мы вместе уже больше 14 лет. Так что да, я рад что мы для вас "народная группа".
- Нынешний тур носит название Crazy World, как и альбом 1990 года. Это совпадение или здесь аллюзии на сумасшедший мир, в котором мы сейчас живем?
- Определенно, это некоторый намек. Вскоре после выхода альбома в 1990 году пала Берлинская стена, Германия объединилась. Это был сумасшедший, но позитивный мир. Сейчас мы живем в таком же сумасшедшем, но негативном мире. Нашей музыкой мы хотим показать это - в какой вселенной мы существуем. Приведу пример - первые рабы в Америке, привезенные из Африки, работая в поле все вместе пели песни. Почему? Таким образом они держались вместе, объединялись друг с другом и становились сильнее. Я уверен - в тяжелые времена музыка сплачивает людей, они проходят легче. В нашем случае, когда в мире происходят ужасные вещи, мы хотим дать знак нашим фанатам - записывать музыку, делать что-то хорошее. Музыка - это инструмент, который объединяет людей, это цель Scorpions.
- Вы следите за мировыми новостями? Если да, то не думаете написать песню или сделать мини-альбом на злобу дня - про Дональда Трампа или Северную Корею и ядерное оружие?
- Конечно, я всегда в новостном потоке, но мы никогда не ассоциировали себя с политикой. И песни наши далеки от этого. Например Wind of Change - песня надежды, в ней нет политического подтекста. Но она могла бы стать саундтреком к самой мирной революции на планете. При этом мы в песнях никогда не говорим, что нужно сделать то или это тем или иным образом. Мы говорим, что надо быть вместе и наслаждаться моментом. Мы не можем изменить вещи. Но можем надеяться что они изменятся. Вообще я заметил, когда что-то идет не так или мир катится в тартарары, люди начинают прислушиваться друг к друг, пытаются поменять ситуацию к лучшему. Иногда это срабатывает, иногда нет. Но мы, как музыканты, стремимся петь о любви, самой главной вещи в мире. Некоторые стесняются петь об этом самом прекрасном чувстве на планете, а мы нет.
- Вы сейчас говорите почти как хиппи - "make love not war".
- А как же иначе - у рока, конечно, есть определенная жесткость, но любовь самая прекрасная вещь во вселенной. Scorpions поют обо всем, на разные темы, но с позитивом. Мы играли почти во всех странах мира и счастливы, что у нас есть фанаты буквально везде. Я заметил, что любой, кто каким бы то ни было образом связан или знаком с творчеством нашей группы - позитивный человек. И мы сами стараемся создавать такою ауру вокруг группы.
- Недавно я говорила с Джином Симмонсом из Kiss. И он сказал, что рок мертв. А вы как считаете?
- Ну нет, я не согласен. Рок меняется, причем всегда. В этом он напоминает мне блюз. Возможно, рок перерождается, но точно живее всех живых. Мы вдохновлялись классической музыкой, блюзом. Сейчас современные группы вдохновляются нами и работами наших коллег по сцене - The Beatles, The Rolling Stones, тем же блюзом. В этом смысле музыка - это постоянное взаимодействие и сотрудничество. Кстати, Джина Симмонса я встретил впервые в 1973 году, Kiss тогда как раз анонсировали тур по Германии. У Симмонса было интервью с германским журналом Bravo, он спросил журналиста, не знает ли тот какие-то местные группы, кто мог бы выступить у них на разогреве. Журналист пообещал прислать несколько альбомов разных коллективов, среди которых был и наш. Ну и Симмонс с Полом Стэнли выбрали нас - мы выступали вместе с ними на восьми концертах в Германии. Провели вместе какое-то время, узнали друг друга.
- Как вы считаете, сейчас среди фанатов Scorpions много молодежи?
- Помнится, когда мы начинали наш прощальный тур, публика не хотела нас отпускать, просила не уходить из музыки. Тогда я заметил, как много среди наших фанов людей молодого поколения, тех, кто не видел нас на сцене раньше. Сейчас, с появлением фейсбука и разнообразных соцсетей, они пишут нам, общаются с нами, просят приехать в их страну или город. Тогда мы поняли, что назвать тур прощальным было ошибкой. К тому же мастодонты рока не вечны, кто-то уже не выступает, поэтому мы рассматриваем себя как группу уже старшего поколения, которая по-прежнему несет рок-музыку в массы. И мы хотим это делать так долго, как только возможно. Особенно это важно для слушателей юного поколения, зачастую безнадежно потерянного - они часто задаются вопросом, что же они способны создать, что могут сделать? Вот недавно я случайно встретился с ребятами из Kings of Leon, и они рассказали что Scorpions вдохновили их создать группу. Это же так круто! Я сам слушаю много музыки, в том числе современные группы.
- У Scorpions есть планы на новую пластинку?
- Недавно мы договорились с рекорд-лейблом, что выпустим диск best of, он будет носить название Born to Touch Your Feelings. Для этой пластинки мы записали три новых трека. Релиз диска запланирован на ближайшие недели. Но полноценных новых альбомов мы пока не планируем. Хотя скажу вот что - как только нас что-то вдохновит, то сразу возьмемся за дело. Потому что мы с ребятами не хотим записывать альбом просто потому что должны это сделать. Нам всегда было важно создавать что-то особенное и качественное. Это возможно только если у тебя есть время и вдохновение. Сейчас еще не время для новой пластинки, но этот диск Born to Touch Your Feelings может стать неким прологом к ней.
- Вы приезжаете в Россию далеко не в первый раз, какой готовите сет-лист на этот раз? Не было соблазна кардинально его поменять?
- Мы с невероятным нетерпением ждем нашего тура в Россию! Конечно, исполним самые любимые российской публикой песни. Что касается сет-листа, то скажу следующее. Когда мы работаем над песней в студии, то проигрываем ее иногда по пятьдесят раз, а то и сто раз, чтобы найти правильное звучание и сделать ее особенной. Можно сказать на стадии записи мы проверяем композицию на прочность - только "выжившие" после репетиций мелодии попадают на диск. А после, играя их на сцене, мы следим за реакцией публики - если замечаем отклик, видим ответную реакцию фанов, то это означает что песня "оживает". Главное сконцентрироваться, выкладываться и играть со всей возможной энергией. Вот в чем секрет хорошей песни и хорошего концерта.