Удушливое чувство мировой любви и скорби
Казалось бы, после мощного "Бойцовского клуба" экранизировать Чака Паланика мог бы взяться только режиссер-самоубийца. Но нет, Кларк Грегг и его остроумная и драматичная лента "Удушье" произведение "короля контркультуры" отнюдь не испортила
Москва. 17 января. INTERFAX.RU - Молодой работник парка исторической реконструкции Виктор Манчини днем разгребает сено в костюме XVIII века, а по вечерам ходит на собрания сексуально-зависимых людей. Иногда он имитирует в ресторанах удушье, зарабатывая таким нетривиальным образом на содержание своей сумасшедшей мамы в частной психиатрической клинике. Никаких других событий в его жизни почти не происходит. До того момента, пока в больнице Виктор не встречает нового лечащего врача своей матери.
Фильм "Удушье" поставлен по одноименному роману американского писателя и журналиста Чака Паланика, написавшего его в 2001 году. Автор сам всегда считал этот роман сиквелом, нашумевшего в свое время его же "Бойцовского клуба". И действительно, главный герой Виктор немного напоминает своего асоциального предшественника Тайлера Дардена. Только вместо террористической борьбы, он использует другую тактику - приспосабливаясь к жизни в обществе, Виктор использует его же недостатки, превращая их в свои преимущества.
Режиссер-дебютант Кларк Грегг, взявшийся за экранизацию "Удушья", находился, конечно, в не самом завидном положении, учитывая огромный успех предыдущей попытки переноса прозы Паланика на экран, сделанного Дэвидом Финчером. И хотя сенарий сильно отличался от "Бойцовского клуба" в смысле финансовых затрат, ожидание зрителем такой же идеальной экранизации могло только помешать ему в работе над фильмом. И Грегг совершенно разумно пошел другим путем, сняв малобюджетную трагикомедию, в основу которой он положил любовную сюжетную линию романа.
Но тем не менее главной осталась линия отношений Виктора и его матери, Иды Манчини, революционерки и безумной бунтарки, роль которой сыграла великая актриса Анжелика Хьюстон ("Поезд на Дарджилинг"). Постоянные флэшбэки в детство героя, в котором он путешествует с матерью по стране, его диалоги с ней в больнице, когда она принимет его за других людей, дают зрителю возможность понять откуда растут ноги сегодняшнего положения Виктора. И подсказывают нам единственно возможный выход из него. Сам Виктор не сразу понимает, что выходом этим является любовь, а не лечебные сеансы с секс-аддиктами и не походы в стрип-клуб со своим дружком.
Для героя, всю жизнь считавшего, что любви в этом мире нет, сложно смириться с тем, что она вдруг все активнее начинает появляться в его жизни - лучший друг заводит роман со стриптизершей, ненавистные коллеги по работе сходятся при его непосредственном участии, и даже докторша в больнице, где лежит его мать, признается ему в любви. Виктору просто ничего не остается, как поддаться этому потоку, а Греггу закончить фильм романтическим хэппи-эндом.
Неожиданно у Кларка Грегга получилась тонкая и умная комедия взросления уже взрослого человека. И не последнюю роль в этом сыграл актерский состав. Компанию уже упоминавшейся Хьюстон составили умеренно известные и достаточно талантливые Сэм Роккуэл ("Признания опасного человека") и Келли Макдональд ("Трэйнспоттинг"), которые очень точно передали чувства своих героев, сообщив своей игрой все то, что не позволил сделать режиссеру ограниченный бюджет. Грегг, подобно Виктору, обратил все свои возможные недостатки в свои реальные достоинства, и снял черную комедию, которая оставляет ощущение светлой мелодрамы.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/