Валериан и город тысячи спецэффектов
В прокат выходит новый фильм Люка Бессона про то, что любовь спасет мир
Москва. 10 августа. INTERFAX.RU - В прокат выходит новый фильм Люка Бессона "Валериан и город тысячи планет" - снова про космос и спасение вселенной.
В XXVIII веке cпецагенты Валериан (Дейн Дехаан) и Лорелин (Кара Делевинь) получают задание отправиться в город тысячи планет Альфу, где живет бессчетное множество космических рас и народов. С недавних пор на планете появилась загадочная радиоактивная зона, которая все время растет. Ликвидировать ее и поручает агентам начальство в лице космического генерала (Клайв Оуэн).
"Валериан", поставленный студией Бессона EuropaCorp за рекордные для этой части света 180 млн долларов, - проект, очевидно, мегаломанский. Значительная часть бюджета ушла на спецэффекты (по слухам, в том числе и гонорар Бессона, который режиссер вложил в производство, когда понял, что денег на фильм не хватает). Появляющиеся на экране миры разнообразны и красивы, разглядывать попавших в кадр на секунду фантастических тварей можно было бы часами, все летит, взрывается, искрит.
Но это и стало одной из причин критики западных журналистов - они обвинили картину в том, что форма задавила содержание. Эта космическая опера, писали они, впечатляет картинкой, но начисто лишена смысла. Сам же Бессон, кажется, оказался очарован именно техническими возможностями киноиндустрии: он рассказал, что планировал сделать этот фильм уже 20 лет, но раньше технические возможности не позволяли.
Из-за эстетики и космического размаха неминуемо сравнение "Валериана" с вышедшим 20 лет назад "Пятым элементом" (в фильме есть и непосредственная отсылка к нему, оказавшаяся, однако, шуткой переводчиков). На вопрос о том, что связывает эти ленты, сам Бессон отшутился – сказал, что у них один режиссер, но сходство двух фильмов слишком очевидно, чтобы не заподозрить режиссера в лукавстве. Но до уровня "Пятого элемента", ставшего бесспорной классикой массового кино, "Валериан" явно не дотягивает. Одна из причин этого в том, что Бессон уходит в дидактизм, из-за чего его новый фильм напоминает кэмеровский "Аватар". С ним ленту Бессона роднят и синие инопланетяне (в роли их принцессы снялась наша соотечественница, едва узнаваемая в образе модель Саша Лусс).
Не могут спасти фильм и играющие главные роли актеры – Дейв ДеХаан в гавайских рубашках как будто слегка растерян, модель Кара Дельвинь, хотя и смотрится гораздо лучше, чем в своих предыдущих работах, актерскими талантами не блещет. Несомненной удачей является выбор певицы Рианны на роль инопланетной альфаартистки Баббл - ее камео не только один из ключевых визуальных аттракционов в фильме, но и просто одна из лучших сцен.
Хотя "Валериан" несомненно построен на зрелищности, он не только про нее. Это кино очень бессоновское, в нем есть одни из ключевых особенностей (прости господи!) творчества режиссера - идеализм и инфантилизм. Герои здесь верят в добро и различают его, они безрассудно храбры и готовы отстаивать свои идеалы, а главной ценностью остается любовь. В мире постмодерна и бесконечной иронии такая наивность, кажется, осталась только в бульварных романах, но у Бессона она не выглядит пошлой (и сам он, разгуливающий в футболке с рисунком Валериан и Лорелин, кажется 58-летним инфантилом). В 2017 году, когда зрителя сложно удивить спецэффектами, его можно удивить и обнадежить этой верой в человечество. Среди всех выходящих в этом году на экраны кинопророчеств (от "Бегущего по лезвию" до "Чужого"), бессоновское - самое оптимистичное.
Катя Загвоздкина