Россия на ММКФ: купи карпа в мешке без дна

На Московском кинофестивале прошли премьеры российских фильмов - участников основного конкурса

Россия на ММКФ: купи карпа в мешке без дна
Кадр из фильма "Карп отмороженный"
Фото: официальный сайт ММКФ

Москва. 28 июня. INTERFAX.RU - Основной конкурс Московского международного кинофестиваля традиционно эклектичен по своему жанровому и географическому представлению. В этом году из 13 картин в нем оказалось три российских работы. Премьера каждой из них проходила в "Октябре" при полном аншлаге - толпы зрителей, журналистов, гостей перед кинотеатром, в холле, на лестницах, в коридорах, зале. Духота и ажиотаж повсюду сопровождали желающих посмотреть отечественные киноработы, впрочем, ожидания не всегда оправдывались.

Первой была показана картина "Купи меня" Вадима Перельмана. Работы американского кинорежиссера украинского происхождения уже были отмечены критиками - например, фильм "Дом из песка и тумана" с Дженнифер Коннелли и Беном Кингсли был удостоен трех номинаций на "Оскар".

Новая картина режиссера рассказывает историю девушки Кати (Юлия Хлынина), которая учится на филологическом факультете и собирается на стажировку в Париж изучать творчество Ходасевича. Так думает мама главной героини, на самом же деле в аэропорту Катя отправляет маму домой, чтобы не ждать три часа до рейса во французскую столицу, а сама летит в Арабские Эмираты строить модельную карьеру и "фотографироваться в купальниках". Впрочем, иллюзия рассеивается сразу после приезда, когда ее более опытная подруга раскрывает ей глаза - девушек везут в Дубай не на фотосессию, а для того, чтобы они развлекали арабских шейхов.

Кадр из фильма "Купи меня"
Кадр из фильма "Купи меня"
Фото: официальный сайт ММКФ

Впрочем, Катя не пасует перед "трудностями" и прет напролом в прямом смысле слова. Потом героини возвращаются в Москву, и Катя решает, раз уж она "на стажировке в Париже", продолжать экспериментировать - развлекаться с подругами в клубах и жить на содержании у богатых мужчин.

Говорят, что о включении этого фильма в основной конкурс ММКФ шли долгие споры. И в самом деле, картина кажется слишком аккуратной и глянцевой, а история чересчур знакомой - история о жажде успеха, которая движет молодыми девушками, как из Москвы, так и из провинции (речь о подругах Кати, с которыми они снимают квартиру в спальном районе столицы) не нова.

Но в то же время, отчасти благодаря пресловутому "прилизанному" гламуру и выверенным кадрам, Перельману удается представить историю иначе. Заставить сопереживать героиням, - несмотря на то, что логическое завершение истории становится предсказуемым почти сразу и то, что финал кукольные героини выбрали себе сами.

Совсем далек от гламура и глянца другой конкурсный фильм. Трагикомедия "Карп отмороженный" Владимира Котта об учительнице из провинциального городка Елене Михайловне (Марина Неелова), которая неожиданно для себя узнает о смертельном диагнозе.

Режиссер без всяких прикрас, сдабривая происходящее щедрой щепоткой ядреного черного юмора рассказывает как героиня решительно берется за подготовку к своим похоронам, чтобы упростить решение всех проблем для своего постоянно занятого сына Олега (Евгений Миронов), которого не видела больше пяти лет и который работает в Москве. Одновременно с новыми заботами героиня получает в подарок огромного карпа, который меняет течение ее жизни.

Кадр из фильма "Карп отмороженный"
Кадр из фильма "Карп отмороженный"
Фото: официальный сайт ММКФ

Котт на пресс-конференции признался, что удивлен тем, что картину отобрали в конкурс фестиваля, потому что создатели не шли по пути сложного киноязыка, а хотели рассказать простую человеческую историю. Как оказалось, им удалось осуществить и то, и другое.

Съемки проходили под Санкт-Петербургом в заброшенном поселке Сясьстрой - замершее время, город зеро. В ленте все происходит также медленно, под мерные звуки баяна или виолончели. Город, где все друг про друга все знают, живет по своим неторопливым правилам. Исключением является подруга главной героини в исполнении Алисы Фрейндлих - разбитная бабуля, которая на все найдет ответ, да еще и разукрасит его непечатными оттенками великого и могучего.

Несмотря на трагичную по сути историю, у создателей получилось сделать доброе, теплое и трогательное кино - друзья, которые, несмотря на ежедневные препирательства, всегда подставят плечо или руку, сын, который пусть и под занавес, но осознает свою связь с домом. Фильм обещают выпустить в прокат осенью, так что у широкой публики будет возможность скоро посмотреть на историю Нееловой, Фрейндлих и Миронова.

Кульминацией "российского присутствия" в основном конкурсе ММКФ стала премьера фильма "Мешок без дна" Рустама Хамдамова. Даже зайти в здание кинотеатра "Октябрь" было непросто - как утверждали устроители, все места в зале были полностью раскуплены. На премьеру собрались, очевидно, не только ценители кино, но и близкие к искусству люди - Хамдамов известен как режиссер, сценарист, а также как художник. Он стал первым в истории российским художником, работы которого при жизни были приняты в современную коллекцию Эрмитажа. Кроме того, картины Хамдамова находятся в собрании Третьяковской галереи, музея Циммерли университета Роткерс (США), Национальной галереи города Равенна (Италия), и в многочисленных частных коллекциях по всему миру.

И в своей новой черно-белой картине, которая снималась несколько лет, режиссер особое внимание уделил деталям и игре со светом. Лента поставлена по мотивам рассказа Рюноске Акутагавы "В чаще", именно того, на котором основан фильм "Расемон" Акиры Куросавы.

Кадр из фильма "Мешок без дна"
Кадр из фильма "Мешок без дна"
Фото: официальный сайт ММКФ

Хамдамов изменил акценты и в его работе история происходит во время правления императора Александра II. Фрейлина княжеского дворца (Светлана Немоляева) рассказывает князю сказку, которая происходит в XIII веке и повествует о мистическом убийстве царевича в лесу. Участники истории, свидетели этого преступления, рассказывают разные версии происшествия, отличающиеся от того, что произошло на самом деле.

На самом деле, без синопсиса и при незнании оригинального рассказа очень непросто понять о чем именно идет речь - картина напоминает скорее импровизацию и повествование о параллельных, не связанных никак историй. Создается впечатление, что режиссер просто любуется кринолинами, украшениями и корсетами, водой в пруду, шелестом листьев и подающим светом.

В фильме минимум слов (часто действие происходит словно в немом кино) и необыкновенно красивые костюмы. Можно просто любоваться тканями, узорами на них, кокошниками и шалями, словно ты попал в сказку о потерянном времени. К слову, история XIII века, которую рассказывает Немоляева, выглядит как экранизация былинных полотен Васнецова и утонченной картины "Царевна-лебедь" Врубеля.

Надо заметить, что несмотря на чрезмерную "тягучесть" действия и непростую для иностранного понимания канву повествования, члены жюри ММКФ Орнелла Мути и Реза Миркарими стойко досмотрели фильм до самых титров.

Понравилась ли им картина станет ясно уже в четверг - объявление победителей 39-го ММКФ пройдет на церемонии закрытия смотра 29 июня.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });