А цыган идет: "Джанго" открыл Берлинский кинофестиваль
Жюри пообещало беспристрастность, однако не смогло остаться в стороне от политики
Москва. 10 февраля. INTERFAX.RU - В четверг, 9 февраля, в столице Германии открылся 67-й Берлинский международный кинофестиваль.
Жюри Берлинале возглавил голландский режиссер и сценарист Пол Верховен, чей фильм "Она" в этом году получил "Золотой глобус" как лучшая картина на иностранном языке. Также в состав жюри вошли продюсер из Туниса Дора Бушуша Фурати, исландский художник Олафур Элиассон, американская актриса Мэгги Джилленхол, немецкая актриса Юлия Йенч, мексиканский актер и режиссер Диего Луна и китайский режиссер и сценарист Ван Цюйанань, чей фильм "Свадьба Туи" получил главный приз Берлинале десять лет назад.
"Эксперты по сносу стен"
Общее место на предваряющих Берлинале пресс-конференциях — спрашивать организаторов и членов жюри об идейных посылах фестиваля.
Пол Верховен заявил, что собирается быть беспристрастным и обращать внимание на качество фильмов, а не на их политический посыл. Диего Луна подчеркнул, что дело жюри — не посылать сигналы, а получать и распространять их. Дора Бушуша Фурати, однако, отметила, что остаться в стороне от происходящего в мире Берлинале просто не может, что, впрочем, "прекрасно и важно".
Политические темы на этом, к сожалению или к счастью, не закончились. Мексиканцу Диего Луне, например, не удалось избежать вопроса о той самой стене - на границе его родной страны и США.
"Я здесь, чтобы расследовать, как сносить стены, - полушутя-полусерьезно сказал он, имея в виду не столь отдаленную историю Берлина. - Судя по всему, тут много экспертов в этом вопросе. Я хочу переправить эту информацию в Мексику".
"И в Америку", - добавила Джилленхол под одобрительный гул зала.
"Именно. Единственная позитивная сторона, которую я вижу во всем происходящем – неизбежность реакции, частью которой я хотел бы быть. И я бы хотел затронуть как можно больше людей, сделать так, чтобы они почувствовали любовь, потому что это единственный способ противостоять ненависти и сумасбродству", - сказал Луна.
Американка Джилленхол, возможно, чувствуя себя обязанной оправдываться за происходящее на родине, в свою очередь, заявила: "Я хочу, чтобы все знали, что в моей стране много людей, которые готовы бороться".
"Реквием по цыганским братьям"
Открыл фестиваль дебютный фильм французского режиссера Этьена Комара "Джанго".
В основе сценария картины — события из жизни французского музыканта и композитора цыганского происхождения Джанго Ренарта (встречается также вариант произношения Рейнхардт). С детства проявлявший необычайный талант к музыке, он играл на нескольких инструментах, но главным в итоге стала гитара. Он не забросил игру на ней и после того, как два пальца на левой руке отнялись из-за сильного ожога. В 1930-е годы Джанго основал джазовый квинтет. К началу Второй мировой этот ансамбль, лихо смешивавший джаз с цыганскими мотивами, стал известен на всю Европу.
Фильм Комара охватывает период с 1943 по 1945 год. Джанго (актер Реда Катеб) и его коллеги играют перед полным залом в оккупированном Париже. Их музыка настолько зажигательная, что зрители, не выдержав, пускаются в пляс, несмотря на знак "Танцевать запрещено".
Джанго и его коллег в добровольно-принудительном порядке отправляют на гастроли в Германию, где их будет слушать Геббельс, а возможно, и сам фюрер. Ансамблю нужно будет всего лишь "немного сбавить обороты", ну например, играть свинг не больше 20 процентов времени. Это и другие правила вызывают усмешку у Джанго, который уверен в своей неприкосновенности. Он не горит желанием ехать в Германию, но не видит ничего страшного в том, чтобы играть перед немецкими военными в Париже. "Это не моя проблема, кто приходит и слушает", - признается он своей любовнице и покровительнице Луиз (Сесиль де Франс). Поездку в Германию та считает самоубийством, а пребывание во Франции как минимум опасным: одних цыган отправляют в трудовые лагеря, а другие исчезают при странных обстоятельствах. Луиз советует Джанго вместе с семьей бежать в нейтральную Швейцарию. Они добираются до берега Женевского озера — и застревают там.
Неверно будет думать, что для широкой публики нет ничего более далекого, чем история полузабытого цыганского музыканта. Этот фильм, как будто бы скроенный специально для Берлинале, содержит в себе целую россыпь вопросов: что такое настоящее искусство и в чем его сила, важно ли, кто твой зритель, на что ты готов пойти ради жизни близких и ради своей жизни, какова твоя идентичность? Он достаточно эпичный и по-хорошему пафосный, чего ждешь от фильма-открытия, но вот тест Бехдель "Джанго" не прошел бы: у героинь фильма хоть и есть имена, но они не говорят друг с другом ни о чем, кроме судьбы Джанго.
Завершается фильм удивительной мессой "Реквием по цыганским братьям", написанной Ренартом во время войны. Точнее, действительны сочинены Джанго были лишь первые из слышимых нами аккордов: из всей партитуры сохранились именно они, а остальное отдали на откуп австралийскому мультиинструменталисту Уоррену Эллису, работавшему среди прочих с Ником Кейвом и его The Bad Seeds. "Я подумал, что будет интересно попросить современного композитора вдохновиться этими нотами, создать свое видение того, каким мог бы быть реквием Джанго Ренарта. Все, что мы знали, это то, что месса была создана для органа, хора и струнных инструментов — эти три параметра я сообщил Эллису. По-моему, получилось хорошо", - рассказал на пресс-конференции режиссер Этьен Комар. Так и фильм: он пытается звучать актуально, и у него, в общем, получается.
Картина будет бороться за главный приз фестиваля - "Золотого медведя". Получит она его или нет, станет известно на церемонии награждения 18 февраля.
Анна Лалетина