От "Вселенского разума" к "Голове бомжа"

В Калужской области прошел очередной фестиваль "Архстояние"

От "Вселенского разума" к "Голове бомжа"
Объект "Границы империи и вселенский разум" работы художника Николая Полисского на фестивале "Архстояние - 2016"
Фото: ТАСС, Дмитрий Серебряков

Москва. 26 июля. INTERFAX.RU - "Ну как вам "Шишка"? А "Голова бомжа"?" - "Вот "Шишку" я как-то не понял. Ерунда какая-то. Зато мы в Гелендваген залезли! И даже мотор завели!".

Это не разговор сумасшедших, а обычный диалог на второй день фестиваля "Архстояние", что ежегодно проводится в местечке с до неправдоподобия художественным названием Никола-Ленивец в Калужской области.

Заветную мечту добраться до "Архстояния" я лелеяла уже не первый год, но, как это часто бывает в жизни в пику волшебным сказкам, чем больше чего-то хочется, тем больше палок в колеса подсовывает тебе злодейка-судьба. В этом году было решено доехать до Николы-Ленивца во что бы то ни стало, не помешал даже до боли привычный москвичам укоренившийся в последние пару лет городской фестиваль "дождливые пятницы".

Добраться до "Архстояния" без машины – задача, прямо скажем, непростая: нужно сначала долго ехать на электричке до Калуги или Малоярославца, затем на такси, а для более авантюрных – на перекладных – до самого места. Впрочем, на сайте Николы-Ленивца предлагаются и фестивальные автобусы (надо заранее покупать билеты; отправление по утрам), и даже более экзотический вариант – вертолет (всего 45 минут – и вы на месте). Подъезд к месту, кстати, по слухам, не ремонтируют специально – дескать, кто очень хочет, тот доедет, а "не свои" люди здесь не нужны. Возможно, оно и к лучшему.

Посетители фестиваля
Посетители фестиваля
Фото: ТАСС, Дмитрий Серебряков

То же касается ценовой политики: билеты появились в продаже задолго до фестиваля и стоили по 500 рублей. В день фестиваля цены взлетели до 4 тыс. за билет, а по соцсетям поползли слухи о перекупщиках и продавцах фальшивок.

Но все эти бытовые трудности стоят того, чтобы пробираться сквозь мокрую траву к очередной невероятной конструкции, карабкаться по деревянным, иногда шатким, перекладинам наверх, подставлять лицо ветру, завороженно смотреть на удивительный природный ландшафт, радоваться остроумию архитекторов и удивляться причудам человеческого воображения.

С целью просто погулять и послушать тишину в Николу-Ленивец можно приехать в любые выходные, но в дни фестиваля парк преображается: сюда бегут от городской суеты архитекторы, урбанисты и сочувствующие всех мастей (слышна в толпе даже иностранная речь!), проводятся перформансы и лекции, а когда темнеет – толпа любуется световыми инсталляциями и отрывается на музыкальном шоу.

На огромном пространстве в долине реки Угра таятся десятки причудливых ландшафтных объектов, построенных за десятилетнее существование "Архстояния". Есть здесь и монументальные ("Бобур", "Вселенский разум", "Ротонда", "Зиккурат", отгораживающее от суеты и располагающее к созерцанию природы "Николино ухо"), есть и временные, существующие только пару дней, которые длится фестиваль. Радует и то, что проект, согласно декларации на сайте, "предлагающий новый подход к развитию территорий и представляющий идею взаимодействия с ландшафтом средствами творческих практик и современного искусства", действительно влечет за собой развитие малого бизнеса в окрестных деревнях: постепенно здесь открываются хостелы, семейные кафе, создаются сувениры, фермеры снабжают гостей продуктами с собственных грядок.

Объект "Вселенский разум" работы художника Николая Полисского
Объект "Вселенский разум" работы художника Николая Полисского
Фото: ТАСС, Дмитрий Серебряков

Уникальное для России явление, "Архстояние" подобно годичным кольцам на спиле дерева позволяет проследить за развитием настроений в арт-среде, а значит, и в целом в обществе.

Так, с момента зарождения фестиваля в 2006 году "Архсотяние" прощупывало почву, "примирялось" с действительностью - эксперты "оценивали возможности лэнд-арта в деле преобразования территорий"; к 2010 году российские архитекторы уже готовы были "полемизировать с западной традицией"; в 2012 – 2014 годах, когда в Москве открывали реконструированный "Парк Горького" и на гребне хипстерского урбанизма обещали создать счастливый и солнечный "Город-сад", на фестивале доминировали позитивные темы: "Знаки движения", "Выход из леса", "Здесь и сейчас".

Прошло всего два года, и темой "Архстояния" стало "Убежище" - "убежище не ради физического сохранения, но ради сохранения эмоциональной чистоты и покоя, для возможности продолжать жизнь".

Хитом этого сезона стал объект "УБЕЖИЩЕ G-500" от "Archpoint"- закопанный в землю по крышу автомобиль "Гелендваген" стоимостью 6,6 млн рублей ("Внутрь гости фестиваля смогут попасть через люк в крыше. Предусмотрена подача воздуха и отведение выхлопных газов, что позволит заводить закопанную машину, в которой можно будет послушать радио, включить свет или съесть сухпаек. Дополнительную маскировку убежища обеспечивает трава, высаженная на крыше”). Объект кажется еще ироничнее, если вспомнить о недавнем выпускном академии ФСБ, для которых, в отличие от авторов проекта, “Гелендвагены” убежищем как раз не стали.

"Голова "Дом бомжа" от Павла Суслова – "конструкция из холстов на подрамниках, предназначенной для временного жилья на пленэре в рамках проекта "дом бомжа".

Объект "Голова дом бомжа" работы художника Павла Суслова
Объект "Голова дом бомжа" работы художника Павла Суслова
Фото: ТАСС, Дмитрий Серебряков

Космическая "Личная вселенная №5" Дмитрия Жукова – "Портал между мирами закрывается, оставляя наблюдателя наедине с самим собой. Сложные связи человеческих воспоминаний и чувств сплетаются, отсекая ненужное, ведь истинное "убежище", по мнению автора, заключено в сердце человека, а не в его поиске и географическом местоположении".

Пожалуй, самый откровенно симптоматичный объект – "Клетка" Наиля Гареева. "Попадая в клетку из арматуры, наблюдатель сталкивается лицом к лицу с зеркалами-телеэкранами, одновременно транслирующими on-line новостные каналы стран мира. Зритель видит отражение и непрерывно встроенную в него идеологическую информацию, которую он не может отделить от действительности".

Судя по отзывам публики, недооцененным оказался "Теневой павильон" (Ирина Корина и Илья Вознесенский) – огромная шишка (или яйцо?) из щитов ОМОН. ("Изначально появившись из почвы маленькими и нежными, под воздействием УФ-излучения, щитовидные лепестки шишки постепенно вытянулись, насытились силой и мощью, впитав в себя целебный воздух русских просторов"). В голове политического журналиста этот объект породил не меньше смыслов, чем "Гелендваген".

Время на "Архстоянии" летит незаметно. Только глазом моргнешь – уже пора возвращаться в пыльную Москву, смотреть в окно на реконструкцию Тверской и гадать, какой будет тема следующего фестиваля. Но перед отъездом из Николы-Ленивца обязательно нужно пересечь поле к полузаброшенной церкви и забраться в старенькое "Николино ухо" - послушать тишину над рекой.

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });