Акт Магнитского: в застенках
Режиссер Андрей Некрасов снимал фильм о герое-разоблачителе, но в итоге разоблачил самого Магнитского
Москва. 4 июля. INTERFAX.RU - Документальные фильмы - разоблачения - зрелище, как правило, очень увлекательное: взять, например, "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура или недавние "Нулевые дни" Алекса Гибни. И фильм Андрея Некрасова "Акт Магнитского. За кулисами" - не исключение. Безумный хронометраж ленты в 145 минут вовсе не ощущается, а преодолев середину фильма, действие не замедляется, как это часто бывает, но только набирает обороты.
Начинается фильм с того, что сам Некрасов - режиссер, к российским властям настроенный оппозиционно, - решает снять фильм про героя-разоблачителя Сергея Магнитского, замученного российскими коррупционерами, что выглядит логичным шагом после его предыдущей ленты об Александре Литвиненко. Некрасов и выступает рассказчиком в ленте - во многом это фильм о фильме, каким он изначально планировался, и каким получился.
Здесь необходимо сделать принципиальное замечание: Некрасов приходит к выводу, что лежащие в основании акта Магнитского факты были сфальсифицированы. После многочисленных интервью с Уильямом Браудером - главой инвестфонда Hermitage, который рассказал всему миру о своем юристе Магнитском, - Некрасов обнаруживает несколько несоответствий.
Затем он проводит расследование, в результате которого выясняет, что еще до Магнитского российские следственные органы знали о махинациях с налогами, а проводили их не чиновники, которым лучше всего подошло бы описание "оборотни в погонах", а непосредственно руководство Hermitage.
Такой вывод (а все вышесказанное не является ни в коей мере спойлером: самое важное в фильме - как режиссер пришел к нему и как аргументирует свою позицию), кажется, играет на руку российским властям - европейские чиновники, по словам режиссера, запретившие картину, наверное, думали об этом же.
Таким образом либеральные журналисты объяснили и выступление перед фильмом, показанным на ММКФ, директора фестиваля Никиты Михалкова, который по состоянию здоровья не появлялся до того на других мероприятиях смотра. Режиссер со сцены тогда сказал, что Некрасов, сняв "Акт Магнитского", совершил поступок (вероятно, даже так - "Поступок"). Вместе с тем Михалков несколько раз отметил, что отказывается судить художественные достоинства картины.
Фильм и правда несколько раз кажется карикатурным, едва ли не лубочным: так, Магнитский заявляет своей жене о том, что не уедет из страны после раскрытия махинации ("Как мы уедем? Это же наша родина!") в березовой роще, в это время за кадром звучит грустная музыка.
В то же время драматургия "Акта Магнитского" выстроена практически виртуозно: тезис и его доказательное опровержение. Поверить всему сказанному в картине очень сложно, но не слушать того, что говорит режиссер, еще труднее.
Катя Загвоздкина