Эндрю Стэнтон: 200 человек в течение двух лет работают, чтобы помочь одной рыбе - в этом суть кино
Режиссер студии Pixar поговорил с "Интерфаксом" перед премьерой мультфильма "В поисках Дори"
Москва. 15 июня. INTERFAX.RU - На экраны выходит мультфильм студии Pixar "В поисках Дори" - последовавшее через 13 лет продолжение картины "В поисках Немо", в котором рассказывается о рыбке Дори, страдающей проблемами с памятью. Корреспондент "Интерфакса" Екатерина Загвоздкина поговорила с режиссером картины, двукратным обладателем "Оскара" Эндрю Стэнтоном о премьере, рыбах, а также настоящем и будущем компьютерной мультипликации.
- Как у вас возникла идея создать "В поисках Дори"? Это продолжение "В поисках Немо"?
- Я и не думал, что буду делать сиквел "В поисках Немо", вообще не смотрел этот мультфильм восемь лет. А потом пересмотрел его, впервые в жизни как зритель - это невозможно, пока ты работаешь над проектом, - и неожиданно начал волноваться за Дори: у нее такая плохая память, что с ней будет? Так и возникла идея сделать фильм. А когда мы начали над ним работать, неожиданно поняли: появилось уже целое поколение детей, которые не видели "В поисках Немо", когда он вышел на экраны (в 2003 году - ИФ). И они, вероятно, сначала посмотрят фильм про Дори, а уже потом про Немо. Поэтому мы очень старались сделать новый мультфильм самодостаточным, и его можно смотреть сам по себе.
- Рыбы в обоих мультфильмах совершают очень длинное путешествие, пересекают океан. Они и правда на это способны?
- Я знаю, что так делают черепахи: они мигрируют между Гавайями и Австралией. И у нас в мультфильмах герои плывут вместе с ними. А насчет рыб я должен бы знать, но не знаю. Но мы старались следовать законам природы.
- В этих ваших мультфильмах главные персонажи – рыбы. Почему? Никто же особо не любит рыб.
- Замысел мультфильма про Немо появлялся постепенно. В детстве я ходил к стоматологу, у которого был аквариум: пока врачи занимались зубами пациентов, те могли смотреть на рыб. И я тогда подумал, что рыбы видят очень странные вещи. А потом, намного позже, я задумался: что если рыба потерялась и ее поместили в такой аквариум. Но это была просто ситуация, еще не история или сюжет, по ней нельзя было снять фильм. И в таком состоянии она и оставалась, пока я не стал отцом. Как и все родители, я очень люблю своих детей, забочусь о них, защищаю их - вот тут-то и возник недостающий фрагмент. И еще тогда - это было в конце 90-х - я подумал: подводный мир будет выглядеть просто фантастически, если воссоздать его с помощью компьютерной графики, мы можем очень правдоподобно его изобразить.
Да, и еще: я вырос на океане, а океан - это вообще-то очень страшное место. Красивое, но страшное: ты не видишь, что происходит вдалеке, не видишь, что под тобой. Для меня он всегда был метафорой жизни: она рискованная, опасная, у нее есть потрясающие моменты, и все вдруг может измениться, зависит от шанса, судьбы. Поэтому, перенося место действия в океан, мы утрировано показали, что вообще значит жить.
'See a Double Feature Screening of Finding Nemo and @FindingDory at Dory After Dark': https://t.co/KStzWJTwGN pic.twitter.com/VzwII43lCb
— Disney•Pixar (@DisneyPixar) 1 июня 2016 г.
- И у меня возникло такое ощущение! Когда я смотрела "В поисках Дори", мне вообще показалось, что это очень экзистенциальная картина. Рыба, потерявшаяся в океане, не помнящая, кто она, - это прямо сюжет из Сартра. Она чувствует заброшенность в мир, потерянность, экзистенциальный страх и прочие подобные чувства. Так и было задумано?
- Когда мы с Викторией Страуз писали сценарий для фильма, мы думали: в какую наихудшую ситуацию может попасть наша героиня, - такую, в которой она проходит через самые серьезные испытания. И это ситуация, в которой она все теряет, и не помнит, как вернуть. Но испытание необходимо, чтоб показать, что Дори изменилась с начала странствий - она по-другому справляется со сложностями. Раньше она просто блуждала и снова бы потерялась. И на этот раз она перестает странствовать и принимает одно маленькое решение за другим. В этом вся суть. Это как с детьми, когда они взрослеют. Вы отправляете их в университет, и они должны сами справиться, пережить свой первый год. Вы волнуетесь за них, но это все, что вы можете сделать, они должны преодолеть сложности, чтобы повзрослеть.
- На эти сложные вопросы вы даете в фильме очень оптимистичный ответ!
- Да! Но в этом и заключается наша идея: мы создали этот мультфильм, чтобы сделать жизнь Дори лучше.
- А сколько людей работало над мультфильмом?
- В общей сложности больше 200 человек. Это число менялось на разных этапах. Сначала работали 10 человек, потом 30, и потом еще где-то два года 120 человек.
- То есть 200 человек в течение двух лет работали, чтобы помочь одной рыбе решить свои проблемы?
- Да!
- Это очень мило!
- Ну в этом вся суть кино. Человеку-пауку вообще 400 человек помогали.
Soak up the splendor and get your whaAAaaAAAale speEEEeeEEAak on! It's #SpeakLikeAWhaleDay! pic.twitter.com/HSU82SwdIR
— Disney•Pixar (@DisneyPixar) 11 июня 2016 г.
- Вы сказали, что некоторые дети еще не родились, когда вышел "В поисках Немо". А я его помню – и короткометражный мультфильм про шахматы "Игра Джери", за который Pixar получил "Оскара" в 1993 году, тоже. Все так быстро меняется в области компьютерной графики! А что будет дальше, какие ваши прогнозы?
- О, я даже не знаю! Наверное, голограммы, что-то типа того – это моя догадка. Вы будете находиться внутри фильма, прямо на месте событий, но останетесь невидимым для персонажей. Это будет кино и театр вместе, как-то так.
- Вы над чем-то таким уже работаете?
- Нет, нет! Но я бы хотел поработать над подобным. Меня бы такое заставило выйти из дома и дотащить свой зад до кинотеатра! Это очень увлекательно, мне кажется.
- У вас уже были мультфильмы про рыб, роботов, игрушек, жуков, монстров. А что дальше?
- Мы в Pixar всегда думаем: что еще мы можем сделать, какие истории не рассказаны. И когда я вижу, что делают другие режиссеры на студии, я просто поражаюсь: ничего себе, я бы никогда до такого не додумался! Так что много чего увлекательного выйдет на экраны. А если говорить обо мне - я, пожалуй, сделаю фильм, где будут живые актеры, - ну, знаете, обычное кино!