Обыкновенная история

Приключения американок в Барселоне, художник в шелковой рубахе и, наконец, предложение секса втроем – Вуди Аллен представляет новую мелодраму стереотипов

Обыкновенная история
Кадр из фильма "Вики Кристина Барселона"

Москва. 26 октября. INTERFAX.RU - В европейских кинотеатрах начался показ нового фильма Вуди Аллена, лёгкой и очень атмосферной ленты "Вики Кристина Барселона". Алленовская мелодрама стереотипов в ландшафте каталонской столицы выйдет у нас только в декабре, оправдать опоздание можно лишь замыслом скрасить промозглые зимние вечера наших широт.

Итак, две подруги-американки – неровная Вики (Ребекка Холл) с чертями в тихом омуте и жизнелюбивая Кристина (Скарлетт Йоханссон) – приезжают на лето в Барселону. Обойдя с разинутым ртом весь перечень барселонских приманок, девушки знакомятся с Хуаном Антонио (Хавьер Бардем), художником в бордовой шёлковой рубахе, который увозит обеих на уикенд в Овьедо, нагло и цинично предложив секс втроём. Кристина едет за куражом и обещанной страстью, Вики – чтобы не дать подруге наделать глупостей, но как часто бывает, делает их сама. Как нарочно, жених Вики, противный, как каждый человек без свойств, звонит регулярно и не вовремя, рассказывает про работу и признаётся в любви.

Тем временем, в фильм буквально врывается припадочная Мария Елена (Пенелопа Крус), бывшая жена Хуана Антонио, тоже художница, которую, как любую femme fatale, разлюбить труднее, чем кажется. Любовному четырёхугольнику суждено не раз повернуться в неожиданном ключе, но история с сильным привкусом латиноамериканской мелодрамы закончится так же и там же, где и началась.

Этот фильм можно смотреть, даже зная сюжет заранее – для тех, кому не терпится, на сайте imdb.com фильм пересказан до мельчайших деталей. Но "Вики Кристина" держится не на интриге. И не на юморе – афористичных вудиалленовских шуток здесь почти нет. Диалоги – без пауз для аплодисментов после отличной реплики. Здесь не будет фантасмагорий и мук совести. А самое главное вообще расскажет голос за кадром, так что фильм иногда кажется видеоклипом к очаровательной песне "Barcelona" Giulia y los Tellarini – мало какому кино настолько повезло с саундтреком. Смотреть и даже пересматривать "Вики Кристину", не самый искромётный и, наверное, самый расслабленный фильм Аллена, стоит ради нескольких вещей – безграничной авторской иронии, актёров и долгого приятного послевкусия.

Вуди не зло и очень изящно посмеялся над всем, что попалось под руку. Над тем, как Америка соблазняется Европой, но находит в ней только Гауди и испанскую гитару, а в лучшем случае - скромных талантов художника в шёлковой рубахе с этикеткой "искуситель". Над философией "в жизни надо всё попробовать". Над нелепым выбором между скучной стабильностью и неуклюжими страстями. Над молодостью с её иллюзиями перемен.

Квартет Холл-Йоханссон-Бардем-Крус разыгрывает непритязательную пьеску с почти водевильными героями, за которых говорят не они сами, а их совершенно предсказуемые типажи. История долговязой и нескладной Вики – мещанская женская версия "Матч-пойнта" без убийства: классический, без закорючек, выбор между вкусным, но вредным и невкусным, но полезным. Кристина, наивный сладкий пирожок, которая только тем и занимается, что пробует. Хуан Антонио – комичный образ похотливой свиньи с неизменным бокалом вина в руке и поэтической профессией. Мария Елена – крикливый, талантливый истероид, который проносится, как ураган.

Барселона тоже вполне условна – Вуди Аллен подтрунивает над героиней Вики, которая весь фильм как будто шатается по страницам туристического путеводителя: каталонским ресторанам, библиотекам, ходит в Парк Гуэль и не может скрыть слезливого умиления перед испанской гитарой. Всё то же самое могло случиться с Вики и Кристиной в Париже, Лондоне или даже Пекине – в первом за сердцедёра был бы французский интеллектуал с червоточинкой, во втором – современная вариация на тему Оскара Уайльда, в третьем – какой-нибудь медитирующий конфуцианец, знаток чая и китайской истории.

Актёры полностью зависят от своих образов, врезаясь в память или тут же вылетая из головы. Скарлетт со своей сангвинической героиней забывается совершенно, как и статичный Бардем с томным взглядом исподлобья. Ребекка Холл, настоящее открытие фильма, с её какой-никакой двухмерностью, стала бы звездой ленты, если бы не Пенелопа Крус с обиженно поджатыми губками, которая двумя фразами, хоть по-английски, хоть по-испански, задвигает сразу всех, благо на теме импульсивной южанки можно ездить бесконечно. Играют, будто попали в любительский спектакль или вообще в отпуск поехали – и к неровностям реплик, неряшливости в эпизодах, ни к чему не нужным сценам придираться совсем не хочется: Вуди Аллен просто устроил кинопикник.

Если рассказывать о беге на месте хоть немного всерьёз, горькой задумчивости в конце не избежать, а задумываться о заранее написанном для нас сценарии под напевы "Barcelona" не хочется – и это Аллен угадал точно. Хочется представить море, креветки размером с ладонь и край беззаботности, о котором пишут во всех путеводителях.

Обозреватель Алиса Таежная

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });