Подумаем об этом "Завтра"
Кинофестиваль "2morrow/Завтра" пройдет в Москве во второй раз. Претенциозный замысел показать зрителю неординарные картины воплотился в небезынтересно составленное расписание просмотров
Москва. 17 октября. INTERFAX.RU – Публике, отбирающей фильмы исключительно по ярлыкам "Победитель Каннского, Берлинского, Венецианского …" и прочих фестивалей, имена участников нынешнего "2morrow/Завтра", могут ничего и не сказать. Но представленные ленты на признанных европескийх киносмотрах все-таки мелькали. Фильмы из конкурсной и внеконкурсной программах, безусловно, заслуживают внимания сами по себе.
Можно как угодно относиться к мнению президента фестиваля Ивана Дыховичного и программного директора Алексея Медведева, но в организации фестиваля чувствуется своего рода ответственность перед зрителем. Одно жюри чего стоит. Главным судьей назначен неутомимый Абель Феррара, славный в равной степени своими шокирующими малобюджетками, инопланетными вторжениями и достойнейшими криминальными драмами: "Похитители тел", "Король Нью-Йорка", "Плохой лейтенант" и даже сериалом "Полиция Майями. Отдел нравов". В комиссию по выбору лучшего также войдет культовый и успешно популяризированный музыкальной индустрией фотограф, клипмейкер, а теперь уже и кинорежиссер Антон Корбайн. Числится в судейском комитете и столь же любимый сколь и отвергаемый писатель Владимир Сорокин. Оценивать конкурсные фильмы будут известная чешская актриса Анна Гейслерова и российский режиссер и сценарист Борис Хлебников, известный по своей совместной с Алексеем Попогребским картине "Коктебель".
За градус "зрительских симпатий" на фестивале "2morrow/Завтра" отвечает специальное блоггерское жюри, в которое вошли три пользователя: Илья Переседов (peresedov.livejournal.com), nina_petrovna.livejournal.com и Михаил Нисенбаум (nucisarbor.livejournal.com). На пресс-конференции организаторы отметили, что принципом в выборе состава сетевого жюри стала, прежде всего, непубличность авторов.
Всего фестиваль покажет около сорока картин, десять из которых пройдут по конкурсу. Фильмом открытия станет лента "Карамазовы" Петра Зеленки, рассказывающая о пражской театральной труппе, приехавшей в Краков со спектаклем "Братья Карамазовы". Мотивы Достоевского проникают со сцены в зал и обратно в закулисье. Малгошка Шумовска расскажет историю Джулии, лишившейся самого родного и близкого, родителей, мужа, любимой собаки, а за ними и смысла жить, но впоследствии посреди хаоса и трагикомедийных происшествий все-таки обретающей зрелость и силу ("33 сцены из жизни"). Заявлена в конкурсе и обласканная критиками последовательная бунтарка Валерия Гай Германика с фильмом-участником Недели критики Каннского МКФ-2008 "Все умрут, а я останусь". Эта игровая версия ее документальной ленты "Девочки", ставшей лучшим короткометражным фильмом "Кинтотавра-2006". Старшеклассницы из спального района, излюбленные героини Гай Германики, продолжают испытывать безрадостное бытие на прочность. Жюри и зрителю покажут франко-либерийско-бельгийскую картину "Джонни – Бешенный Пес". Главные герои здесь пятнадцатилетний то ли разбойник, то ли солдат Джонни, прилежная, помладше, Лаоколе и неизвестно какими силами вооруженная до зубов Африка наших дней.
Участвуют в конкурсе и анимационные "Идиоты и Англелы" Билла Плимптона, горький и местами забавный сюр о том, каково это жить в нашем промозглом мире с крыльями-отростками за спиной. Покажут и режиссерский дебют прежде эссеиста и писателя итальянца Алессандро Барикко "Лекцию 21". Фильм рассказывает о занятном и талантливом, но не без кукушек английском профессоре, развенчивающем в одной из своих лекций "Оду к радости" из Девятой бетховенской симфонии. Фантазийную и тотально безумную историю покажет на фестивале канадский режиссер Гай Мэддин. "Мой Виннипег" - это мистическая, во многом личная городская хроника, ведущаяся от лица самого Мэддина. Зрителю заворот мозгов, впрочем, довольно увлекательный, в любом случае почти гарантирован.
Еще одной картиной о подростковом стремлении к лучшей доле расскажет "Chop Shop" (в русском переводе "На запчасти"). Мечты латиноамериканского сироты из "самого безотрадного района" Нью-Йорка Квинса раскроет Рамин Бахрани. Тему переживаний личности, тонущей в безысходности социально-топографически предопределенной системы координат продолжит фильм "Я из Титова Велеса", три сестры, по-своему "оглушенные" жизнью будут мучиться и бороться. В том числе и за приз фестиваля. Интересным обещанием в конкурсе стала бодрая лента Бента Хамера "О’Хортон", повествующая о приключениях и встречах уходящего на пенсию машиниста поезда.
Внеконкурсную программу фестиваля не стоит обходить вниманием. В серии "Матч-пойнт" будет немного Миядзаки, Такаши Миике, еще пара экспериментальных мотивов, навеянных бессмертными произведениями русской литературы, еще один писатель в роли режиссера. Прославленный Мишель Уэльбек явит нам свой кинодебют – экранизированную "Возможность острова". Стоит присмотреться и к еще одному сектору "Завтра", разделу "Полночная музыка", представлять который будет на фестивале известный ликвидатор музыкальной безграмотности, Максим Семеляк. Покажут очередную попытку потревожить память Иена Кертиса и живописать архивную историю легендарных Joy Division, реанимационные меры могут показаться избыточными, но посмотреть и оценить может все-таки можно. Музыкальный кочевник Зигфрид привез на фестиваль киногамму собственных путешествий в двух частях. Но большее число зрителей скорее заинтересует еще одна попытка Мадонны заявить о своих режиссерских способностях. "Грязь и мудрость" - это все те же терзания и борьба с обстоятельствами в чужой и чуждой социальной среде, только на этот раз преодолевать по-житейски несправедливые обстоятельства будет колоритный певец украинской цыганщины лидер коллектива "Gogol Bordello", исполнивший, наверное, все-таки, главную роль в истории.
От перечисленного, конечно, рябит в глазах, но насыщенные фестивальные выходные не должны отбить аппетит к фильму закрытия "2morrow/Завтра". Завершится сие киноманское пиршество показом "Токио!". К созданию городской картины из трех новелл приложились горячечный затейник Мишель Гондри, Леос Каракс и Чун Хобон, в структуре можно углядеть отсылку к бесчисленное количество раз показанному "Париж, я тебя люблю". Но все не так просто. Токио не Париж, а Москва не Канны.
/Интерфакс/