"Адмирал": pro et contra
Накануне выхода на экраны очередной громкой премьеры мы представляем вам две точки зрения на фильм "Адмирал": тех, кто участвовал в съемках картины, и критика, смотрящего картину из зала
Москва. 7 октября. INTERFAX.RU – Девятого октября в прокат выходит фильм "Адмирал" о судьбе и любви Александра Колчака, который претендует на то, чтобы стать очередным российским блокбастером, очередным "киноучебником" истории (правда, за достоверность никто не ручается) или же просто историей любовных отношений, сложных, запутанных, завязанных на реалиях времени. Мы представляем вам два взгляда на картину – это прямая речь тех, кто снимался в фильме, и впечатления критика, сидящего в зале. Выбирать точку зрения – вам самим.
"Адмирал" - pro
Каким бы ни было впечатление от "Адмирала", фильм однозначно не оставляет зрителей равнодушными. В нем есть, что покритиковать, есть над чем задуматься, выходя из зала не чувствуешь себя обманутым. Неизвестно, что о картине сказал бы сам Александр Васильевич Колчак. Зато журналистам удалось узнать, что думает о фильме исполнитель главной роли Константин Хабенский.
"Для меня это достаточно серьезный новый этап в профессии и в осознании себя в профессии", - признается актер. Однако о своем вкладе в фильм он говорит туманно: "Я приглашенный актер и рабочая сила. Это должен оценивать режиссер картины. Я сделал все, что мог в тот момент".
Надо заметить, что Хабенский смог создать новый образ, непохожий на его предыдущих героев. Из недотепы, пьяницы, меланхолика и циника в вечном зеленом свитере с вытянутыми рукавами он превратился в благородного человека, который радеет за единство России и не поступается принципами ради личной выгоды. Вот, как оценивает черты своего героя сам актер: "Мне близки те черты личности Колчака, которых нам больше всего не хватает в жизни. В первую очередь, это воля. Это спокойствие и уверенность в том, что мы говорим, скрепленная каким-то внутренним стержнем". Как раз таким адмирала зрители и увидят на экранах.
По всей видимости, от "Адмирала" не нужно ждать исторической объективности или досконального упоминания всех происходящих событий. Как и от любого художественного произведения, впрочем. "Мы не пытались воссоздать на экране исторический персонаж. Мы делали какой-то свой образ, - рассказывает Хабенский. – Мы отталкивались от тех фактов, исторических и биографических, которые были на самом деле. И еще от тех вещей, которые писали современники Колчака. Это, конечно, субъективные вещи, потому что каждый может написать то, как сегодня себя чувствует, как сегодня видит того или другого человека, то или другое обстоятельство. Поэтому было прочитано много литературы и в то же время важно было не захлебнуться в исторических фактах".
Отвечая на вопрос журналистов о его отношении к историческому периоду, показанному в фильме, Константин сказал: "Люди, которых истребляли на протяжении нескольких десятков лет, были честными, были верными своему слову. А исторические факты… это мы уже проанализируем чуть попозже".
И конечно, всех интересовало отношение актера к партнерам, Елизавете Боярской и Сергею Безрукову. Ведь однажды они уже встречались в этом же составе на съемочной площадке продолжения "Иронии судьбы". "Слава Богу, что не произошло повторения характеров ни у Лизы, ни у Сережи в этих двух фильмах. По-моему, это прекрасно". "Мне бы хотелось, чтобы этот фильм остановил общую страсть к безмозглому хождению в кино. Люди, которые продвигают этот фильм, правы в том, что легкость и развлекательность кино – это хорошо, но в то же время мы далековато отошли от каких-то простых, понятных и, извините за пафос, человеческих вещей", - сказал Константин Хабенский.
Елизавета Боярская, сыгравшая в "Адмирале" возлюбленную Колчака Анну Тимиреву, в эксклюзивном интервью рассказала обозревателю interfax.ru Светлане Гильдюк о своем отношении к фильму. "Для меня этот фильм сыграл и по сей день играет очень важную роль, потому что у меня в жизни очень многое поменялось. И то, что произошло за последние два года, было едва ли не самым важным событием за всю мою жизнь. Потому что мы сделали какое-то очень хорошее дело. Это я знаю точно. Не то что мы сняли какое-то хорошее кино. Мы именно сделали важное дело для каждого зрителя, для нашей истории… А что касается меня, то я приобрела какое-то спокойствие. Ощущение, что я это пережила, я это познала, я это поняла. И теперь есть ощущение, что есть что-то настоящее, оно внутри и это что-то очень дорогое. В общем, все не важно. Важно только то, что ты проживаешь. Что касается любви. После съемок любовь открылась с другой стороны для меня. Я стала осознавать, что любовь – это не значит обладать человеком, не значит человека женить на себе. Любовь – это радость знать, что твой возлюбленный где-то рядышком… не обязательно возле тебя. Может быть, он в другой стране. Но понимать, что ты любишь и человек любит тебя – это очень большое счастье. Это счастье, которое дано не каждому. Как будто Бог делает свой выбор. Он касается рукой мужчины и женщины и дарит возможность так любить. Это любовь, которая описана в книгах. Кажется, что она миф, но это не так. Просто мы об этом не знаем. Но такие чувства не обречены на долгое и счастливое будущее".
"Адмирал" – contra
Мы научились снимать урбанистические фэнтэзи ("Дозоры"), рождественские комедии ("Ирония судьбы. Продолжение"), исторические детективы (акунинская эпопея), вот теперь добрались до байопиков. Русская киноиндустрия может теперь показать кукиш западным прокатчикам и сказать: мы тоже можем собирать деньги, и даже больше, чем вы можете себе представить.
Фильм "Адмирал" (продюсеры Анатолий Максимов и Джаник Файзиев) не должен стать исключением. В нем есть все составляющие прокатного успеха: отличная компьютерная графика, продуманная рекламная компания, кстати, приурочившая выход фильма к весьма условной дате столетия российского кинематографа, исторический сюжет с вытекающими отсюда декоративными красотами, есть, в конце концов, Константин Хабенский и Сергей Безруков. Нельзя не сказать об удивительной работе Хабенского, которому, что душой кривить, в кино не очень-то везет с ролями такого психологического накала, как в образе адмирала Колчака. Безрукова было немного, но он запомнился своим безрассудным энтузиазмом и молодым взглядом. Хороша была и Анна Ковальчук в роли несчастной жены Колчака. Взять по отдельности каждого актера и его героя - вроде бы все отлично, вот только актерский ансамбль (к вышеперечисленным добавляем Егора Бероева, Елизавету Боярскую, Виктора Вержбицкого, Федора Бондарчука и др.) уж очень стал напоминать антрепризную труппу, кочующую из одного громкого фильма в другой.
Но важно, конечно, не это. Важен сам сюжет, рассказанный режиссером (Андрей Кравчук) и его командой. Как заметил Джаник Файзиев, они пытались донести очень сложную историю предельно простым языком. Поэтому не следует искать в картине каких-то политических установок, анализа, кто все-таки прав, кто виноват в революционном кровопролитии. В центре – романтическая история любви Колчака и Анны Тимиревой. Оба они были несвободны, он старше нее на много лет, между ними война, сначала Первая мировая, потом Гражданская. Но чувства преодолевают любые препятствия, ведь русские женщины славятся своим декабризмом. Тимирева развелась с мужем, бросилась в Сибирь за любимым, а после его гибели почти сорок лет провела в тюрьмах и ссылках. Судьба этих реальных людей действительно очень трагична и наполнена многолетней болью и скорбью. Зачем же ее рассказывать предельно простым языком? Или любую историю любви можно свести к замедленной съемке разбивающегося бокала с шампанским? И уж совсем пошлым кажется финал фильма, скалькированный (случайно или преднамеренно?) зачем-то с "Титаника", начиная с погружающегося в воду расстрелянного Колчака и заканчивая постаревшими на пятьдесят лет глазами Тимиревой, сжимающей в руках памятную фотографию.
"Адмирал" похож на выпускное сочинение в школе: все в нем сделано так, как нужно, как должно понравиться экзаменационной комиссии. Своего зрителя фильм, конечно, найдет. Как нашел своего многочисленного читателя, например, псевдоисторический писатель Валентин Пикуль. Но не умирает все-таки надежда на то, что русское кино как коммерческий проект когда-нибудь выйдет за рамки накатанной Западом схемы и, не переставая быть успешно продаваемым продуктом, приобретет по-настоящему самобытный характер, или хотя бы сколько-нибудь оригинальный.
Обозреватели Светлана Гильдюк (спасибо за часть "pro"), Клара Саева (спасибо за часть "contra")
/Интерфакс/