Опять двойка
Сын мэра, единственный бунт которого - это отказ играть в большой теннис, и его постоянный спутник, 13-летний темнокожий подросток, который постоянно ему прислуживает, - подобные герои больше подошли бы к какой-нибудь сатире, а не молодежной coming of age истории
Москва. 19 ноября. INTERFAX.RU - Ливай, сын мэра провинциального американского городка, был в одном шаге от начала учебы в университете по стипендии, которую дают молодым талантливым теннисистам. Но преградой на пути к светлому будущему стала неудовлетворительная оценка по одному из школьных предметов, из-за которой он и не получил аттестат. Единственный выход - пожертвовать каникулами и начать посещать летнюю школу, чтобы получить недостающие баллы. На первый взгляд ужасная перспектива на деле оборачивается влюбленностью в одноклассницу и массой происшествий, которые обычно сопутствуют этому состоянию.
Фильм "Средняя школа" - это первая полнометражная лента двадцатипятилетнего американского режиссера Тома Морриса, главные роли в которой исполнили такие же молодые и неизвестные актеры Крис Шэффилд и Майра Уолш. В прошлом году на небольшом кинофестивале в калифорнийском городке Ньюпорт-Бич Моррис получил награду "Прорыв года". Возможно, жюри этого фестиваля прорывом показался тот факт, что режиссер снял фильм, который будет интересно смотреть лишь его собственным персонажам. Но в таком случае они не учли то, что их в природе не существует или, по крайней мере, простым зрителям о них ничего не известно.
Абсолютно плоские и клишированные представители американского провинциального среднего класса и их дети предстают перед зрителем в конфликтах, сопереживать которым человек в кинозале станет лишь потому, что уже заплатил за билет. Эту самую худшую из возможных мотивацию вряд ли можно считать прорывом в попытках заставить нас смотреть плохое кино. Сын мэра, единственный бунт которого - это отказ играть в большой теннис, и его постоянный спутник, 13-летний темнокожий подросток, который постоянно ему прислуживает, - подобные герои больше подошли бы к какой-нибудь сатире, а не молодежной coming of age истории. Но Том Моррис, похоже, искренне верит, что эти характеры близки зрителю и если он еще добавит к ним несколько таких же нелепых жителей одноэтажной Америки, то все сразу станет романтической комедией, которую все полюбят.
Однако все происходящее на экране вызывает противоположные чувства. И именно поэтому шутки, которые в другом случае сработали бы, в "Средней школе" вызывают не смех, а раздражение. Самый нежелательный результат для создателей комедийного фильма здесь имеет характер постоянного ощущения. То же самое можно сказать и об актерах: они все на кого-то похожи, и кажется, что уже видел их где-то. Их стереотипность, конечно, полностью соответствует интенции Морриса, но это вообще не то, чего ждешь от комедии, которая должна удивлять и смешить.
С другой стороны, удивительно, что такое кино вообще имеет место быть, тем более в российском прокате. Ведь не исключено, что найдутся зрители, которым будет легко индентифицировать себя с героями "Средней школы", и тогда выходит, что у этой картины есть своя целевая аудитория. Вот такой вот миддл-класс, для которого вполне нормально иметь под рукой маленьких афроамериканцев, использовать свое социальное положение для решения каких-то мелких проблем и вообще выдавать происходящее за что-то, что заслуживает внимания всех остальных.
Обозреватель Артем Ушан