Молода и опасна
В прокате каннская премьера недели – новый фильм Франсуа Озона, в котором проблематику существования проституции среди юных студенток целиком и полностью заслоняет поэтичный ракурс отчаянных попыток самоидентификации женщины
Москва. 27 августа. INTERFAX.RU - "Плодовитость" режиссера Франсуа Озона в действительности на какое-то время могла легко оттолкнуть поклонников его стиля, методов, образов, все, чему рукоплескали именитые европейские фестивали, в какой-то момент приелось и, кажется, потеряло вкус. Вот и последний каннский смотр фильм "Молода и прекрасна" как будто не заметил, но залился хвалебными песнями в адрес "Жизни Адель" Абделатифа Кешиша. Новая работа Озона невероятно красива и с виду холодна, как главная героиня обескураживающей Марин Вакт, но оттого не менее прекрасна.
Из выбранной темы Озон абсолютно намеренно "высасывает" весь социально-статистический контекст, придавая ему значения не больше, чем лишнему воздуху, его героиня - не подросток на панели, а красивая девушка, отправляющуюся нетривиальным путем исследования собственной сексуальности и чувственности, который, в конце концов, будет важен только конечным результатом. Именно для этого свою историю режиссер начинает не на задворках Восточной Европы и не в грязных норах на окраинах благополучных европейских столиц, ему ни к чему отнимать хлеб у братьев Дарденнов, бунюэлевскую классику с Катрин Денев перелицовывать тоже не за чем, он не повторяет "Девушку по вызову" Содерберга.
Больше всего, но только по фактуре, активно выдавливаемой из контекста поставленных Озоном задач, "Молода и прекрасна" похожа на телевизионный проект "Студентка по вызову" другой француженки Эммануэль Берко. Но последний в сравнении с озоновским этюдом, конечно, во сто крат агрессивнее и больше всего похож на мучительный соцзаказ на тему развенчания легкости денег, заработанных на студенческой проституции.
Несколько лет назад в причинах разобраться, почему девушки из приличных семей и вполне прозрачными перспективами на будущее начинают предоставлять сексуальные услуги незнакомцам пыталась разобраться польский режиссер Малгожата Шумовска. Ее "Откровения" "записывала" на экране героиня Жюльет Бинош, но фильму явно навредил скатившийся в драматизм пафос, хотя к выраженному в будущем озоновскому восприятию Шумовска оказалась близка как никто другой.
История прекрасной Изабель начинается на средиземноморском побережье, где она отдыхает с вполне дружной семьей и любопытным младшим братцем. За ладной красавицей робко пытается ухаживать неуклюжий рыжеволосый немец, которой и понадобится лишь только для вполне дежурной дефлорации на пляже. От девственности Изабель как будто просто-напросто освобождается, как из кокона. А в кругу семьи отпразднованное семнадцатилетие завершает летнюю главу озоновской истории. Потом будет серый Париж, второй курс Сорбонны и ягнячьи переживания подружек, но Изабель уже не Изабель, она девушка-тайна, которая, продолжая метафору метаморфоз, меняет свое обличье уже на подходе к дверям отеля.
Озон, следуя избранной "политике невмешательства" в социальную опасность и риски проституции, намеренно и изысканно поэтизирует и драматизирует тайную жизнь Изабель, которая, как "Спящая красавица" Джулии Ли, как будто не ведает что творит. И поэтому выбор в качестве "сценического псевдонима" имени Леа, принадлежащего бабушке, не выглядит тут вопиюще кощунственным.
Леа не попадает в жуткие неприятности, ее не насилуют, не избивают, лишь однажды скупой онанист не доплатит ей двести евро, ну так найдется другой ухоженный старик, которой будет готов заплатить пятьсот. Да и полицейские при расследовании будут весьма лояльны. И мать с отчимом, поглощенные собственной несуразностью, и назначенный психотерапевт, тоже останутся за бортом научного эксперимента, который юная естествоиспытательница ставит прежде всего на себе. Все остальные в этой лабораторной работе – просто расходный материал, а это уже совершенно точно не социальное явление, а сугубо личное дело каждого.
Обозреватель Полина Грибовская