От криптонита голова болит
В прокат выходит самая пафосная из всех известных биографий супергероев. Для перезапуска истории о Супермене в едином порыве объединились творческие тяжеловесы современного эпического жанра – Кристофер Нолан и Зак Снайдер
Москва. 20 июня. INTERFAX.RU - Последний раз Супермен на экране появлялся семь лет назад, режиссером "Возвращения Супермена» тогда выступил Брайан Сингер, многострадальность проекта не компенсировали и кассовые сборы от проката картины. Супермена 2013 года выпуска на студии Warner Bros решело было окончательно оторвать от культурно-социального бэкграунда, правда, с сохранением общих мифологических принципов существования персонажа. Для выполнения заданной установки никого лучше специалиста по мрачной урбанистической бэтманологии, Кристофера Нолана, и провозглашенного многочисленными критиками визионера Зак Снайдера.
Официально "Человек из стали" значится проектом "перезагрузки", то есть не продуктом непрерывно множащегося историко-культурного контекста, а вполне себе самостоятельным рассказом. Самостоятельность творения о Супермене подчеркивают и внушительный хронометраж, и нелепая попытка создать интригу вокруг расшифровки буквы "S" на криптонитовом ключе главного героя, которая сама по себе уже лет 75 как не является тайной. Выпуск новой серии о супергерое номер один как раз приурочен к празднованию юбилея почтенного спасителя земных жителей.
Событиям на Земле предшествует долгоиграющее и подробнейшим образом все и вся разжевывающее вступление из серии "Последний день Помпеи", не Помпеи, конечно же, а Криптона. Команда художников запросто передает брюлловские масштабы полотна, помноженные на современные технические возможности, гибнущая планета и родина нашего мальчика предстает перед зрителем во всем своем трагическом закатном великолепии. Благородные отец и мать (Рассел Кроу и Антье Трое), спасая новорожденного сына, единственного криптонца, рожденного естественным образом, остальные – все это время вынуждены были вызревать на многоярусных лианах местного инкубатора; помещают его в межгалактическую люльку с приданым в виде национальных межклеточных секретов и с названием неизвестной планеты в адресной строке. Занавес. Так завершается нецелесообразно растянутый зачин "Человека из стали".
Дальше – больше. Кларку Кенту, который Кал-Эл, который актер Генри Кавилл, (не закрепившийся, кстати, в кастинге "Возвращения Супермена" Сингера), несказанно везет с приемными (американскими) родителями, шутить про такую удачу сейчас, пожалуй, не самое лучшее время, поэтому можно сказать, что герои Кевина Костнера и Дайан Лейн вырастили пришельца достойным и хорошим мальчиком, все, что пришлось им в любимом отроке, свалившемся с небес ограничивать, - ничто, по сравнению с основным массивом подростковых шалостей. Маленький Кларк просто не всегда мог сдерживать свои суперспособности и желание вытащить школьный автобус, свалившийся в болото. Хаотичный сценарий перебрасывает уже возмужавшего Кента младшего на секретную станцию, сталкивает его с любопытной рыжеволосой Лоис Лейн (Эми Адамс), и окончательно теряется в прямолинейных ходах идеально прорисованного сюжетного лабиринта, которому место на последней страничке детского журнала-раскраски. Диалоги героев тоже вызывают какую-то допубертатную радость и ликование: "Ты Кал?" - "Я - Кал". Ну что тут скажешь.
Удивительным несоответствием кажется и более чем заметная номинальность существования в повествовании совершенно очевидного антигероя генерала Зода в исполнении непревзойденного мастера психопатического жанра Майкла Шеннона. Шеннону посреди всего этого шумного безобразия как будто неуютно и хочется исчезнуть из кадра, поэтому, когда он все-таки появляется, чтобы припугнуть охмуренного собственной богоизбранностью и растерянным великолепием Кала, то моментально переходит на крик и преображается в искаженной гримасе, такой, будто существование протагониста вызывает у злокозненного генерала Зода адскую головную боль. Так что если при виде добра в нарядном плаще с красным подбоем у вас возникает мигрень, то "Человека из стали" следует применять с осторожностью.
Обозреватель Полина Грибовская