Новые звезды Большого театра
Главным балетмейстером и художественным руководителем балета Государственного академического Большого театра России назначен Юрий Бурлака
Москва. 3 марта. INTERFAX.RU - Главным балетмейстером и художественным руководителем балета Государственного академического Большого театра России назначен танцовщик и балетмейстер Юрий Бурлака. Перед ним стоит непростая задача: с одной стороны, сохранить классические традиции Большого, а с другой - продолжить поиск новых идей и молодых "звезд". Для раскачки у нового худрука не так много времени: официально он вступит в должность 1 января будущего года, когда истечет контракт у прежнего руководителя Алексея Ратманского.
Главный балетмейстер главного театра
40-летний Юрий Бурлака - коренной москвич. Он окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии, МГАХ), а по его окончании стал ведущим солистом Московского государственного областного театра "Русский балет" под руководством Вячеслава Гордеева. Вместе со своим педагогом поставил "Дон Кихота" в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета. Осуществил постановку "Лебединого озера" в Венской консерватории, а также "Коппелию" и "Щелкунчик" в Хореографической ассоциации в Токио. Принимал участие в постановке вечеров старинной хореографии, для которых восстанавливал фрагменты из балетов Михаила Фокина, Александра Горского, Мариуса Петипа. Кроме того, Бурлака ведет научные изыскания в области старинной хореографии и музыки балетного театра 19 века.
"Для меня было важно, чтобы на место главного балетмейстера главного театра страны был назначен человек, глубоко разбирающийся в классическом балете. Для меня классическая линия нашего репертуара всегда остается главнейшей наряду с современной и вот это чувство классики интересовало меня в претенденте на пост главного балетмейстера в первую очередь", - заявил на пресс-конференции в понедельник генеральный директор Большого Анатолий Иксанов. Одновременно худруку нужно "продолжить линию поиска молодых звезд хореографии, которую так успешно развивал в период своей деятельности в качестве главного балетмейстера Алексей Ратманский", - говорит Иксанов.
Бурлака уже имеет опыт работы в Большом театре - он вместе с Ратманским делал балет "Корсар", который на парижских гастролях нынешнего сезона имел феноменальный успех. В первом своем сезоне в качестве главного балетмейстера - он будет осуществлять постановку балета "Пахита" - это один из шедевров классического репертуара, который долго не шел на сцене Большого. Премьера состоится в конце будущего, 233-го сезона - весной 2009 года.
Великий художник, но плохой администратор
Помимо назначения нового главного балетмейстера в этом сезоне в Большом театре произойдут другие важные кадровые перемены. В частности, в театр в качестве балетмейстера придет выдающийся хореограф Юрий Григорович. Сообщая об этом журналистам, Иксанов отметил, что в прессе уже много шумят по этому поводу, что мол в театр возвращается Юрий Григорович, который был вынужден уйти из Большого в 1995 году. "Но Юрий Николаевич никуда из нашего театра и не уходил. Во всяком случае, с 2001 г. он возобновил здесь четыре своих спектакля. Просто эта работа проводилась по договору, а сейчас он становится штатным балетмейстером и входит в труппу", - пояснил Икасанов.
Юрий Григорович проработал в Большом театре более 30 лет. Он является признанным мастером больших эпических постановок, которые стали визитной карточкой русского балета, и особенно Большого театра. Григорович поставил на сцене главного театра страны такие шедевры хореографии, как балеты "Каменный цветок", "Спартак", "Иван Грозный", "Золотой век". Но великий художник и хороший администратор, это разные вещи. С одной стороны, великолепные спектакли, с другой - нездоровая атмосфера в труппе, деление на различные лагери. К тому же, как любой крупный художник, Григорович не терпел и не терпит около себя других художников той же профессии и потому понемногу Большой театр превратился в театр одного хореографа. Короче говоря, сложилась ситуация, которая не давала театру и его прославленному Большому балету развиваться.
После ухода Григоровича должности главного балетмейстера, хормейстера, дирижера в театре были ликвидированы, вместо них появились художественные руководители. Театр возглавил всемирно известный танцовщик Владимир Васильев. На посту худрука Большого он проработал, однако, только пять лет, в 2000 г. структура театра претерпела новые изменения, и был возвращен институт главного балетмейстера, дирижера. За период с 2000 г. на посту главного балетмейстера попробовали свои силы несколько известных танцовщиков и хореографов. Последним из них по времени стал Алексей Ратманский. В начале нынешнего сезона он однако заявил, что устал руководить труппой, ему хочется больше ставить самому, чем учить ставить других, и предупредил дирекцию, что после 31 декабря он не будет продлевать контракт.
Но кадровые перестановки - не единственная интрига будущего сезона. Одной из важнейших работ в 233 сезоне, помимо четырех премьерных спектаклей, будет фестиваль балета, посвященный юбилею Владимира Васильева и его прославленной балерины, его жены Екатерины Максимовой. Во всем мире Максимову и Васильева называют "золотой парой", которой нет равных в мире. Фестиваль Максимовой и Васильева пройдет в октябре.
Нина Коваленко
/Интерфакс/