Кризис среднего возраста бондианы
К приближающемуся юбилею главного суперагента всех времен вышел в свет 23-й эпизод самой долгоиграющей франшизы в истории кино. "007: Координаты "Скайфолл" - сентиментальное и ироничное заигрывание с классикой, которой очень трудно преодолеть собственный авторитет
Москва. 26 октября. INTERFAX.RU – Оскароносный Сэм Мендес в новом фильме про Бонда поставил на ретро, но не по форме, а, конечно же, по содержанию. А основным эмоциональным фоном были выбраны все оттенки ностальгирующей иронии: судьбы, обстоятельств и взглядов. Посыл автора "Дороги перемен" и "Красоты по-американски" понятен, но провозглашаемый новым качеством Бонда "сентименталитет" крутому парню в смокинге не очень идет.
Что любимый и достопочтимый агент на службе у Ее Величества переживает не самые лучшие времена говорить, тем более в юбилейный год, когда все вокруг чествуют пятидесятилетие героя, было бы как-то цинично. Но, что есть, то есть. Когда все вокруг "передирают" твои любимые локации и поочередно бросают своих персонажей приходить в себя в безымянных водоемах, очень сложно сохранить свой стиль, не изменить своим привычкам и удержать нерушимые границы самобытности. Джеймс Бонд (Дэниэл Крейг) в "Координатах "Скайфолл" очень старается.
Операция в Стамбуле, в котором Бонд оказывается не в первый раз, исчерпав себя феерической погоней за ловким персонажем, укравшим жесткий диск с важным списком сотрудников разведки, оборачивается нелепым выходом из игры. Шефиня М (Джуди Денч) поджимает губы и дает не терпящую переосмысления команду стрелять. А наш герой просыпается в душных объятиях знойной девы в камышовой хижине где-то на турецком берегу. Там же в близлежащем баре, не сильно отличающимся от хибары, он заливает душевную боль и горечь поражения. Шумная толпа туристов и спонтанный тотализатор на брудершафт со скорпионом. Грустно и пока не слишком весело, но даже в соломенных барах имеются телевизоры, и когда родина в опасности, Бонд не может потеть в сторонке по программе "все включено". Даже если непреклонная М уже сочиняет где-то в лондонской кабинетной ночной тиши трогательный, насколько это предусмотрено протоколом MI6, конечно же, некролог.
"Скайфолл", как это становится понятно уже из заголовка, кстати, кажется, впервые со времен "Доктора Но", не отсылает зрителя к названиям флеминговских текстов. И уже этим Мендес и вся творческая рать дают понять, что и как будет культивировать и выкорчевывать Джеймс. Тема происхождения, родства, старения и прочей возрастной и переходной канители очень сильно новому Бонду мешает. Шуткам про "мамочку" не то чтобы не хватает изящества, какой уж там. Но идут эти реплики только куражащемуся блонд-злодею Сильве (Хавьер Бардем), которому, кстати, в "Координатах" действительно везет больше прочих. Тут он балдеет и отрывается, почти как Джокер в "Бэтмэне", но это просто пастернаковское "безумие с мандатом на безумство". Когда же что-то из ключевых слов этого смыслового круга выпадает в реплики, скажем, М, то получается нечто совсем ужасное из серии "из сирот получаются лучшие спецагенты".
Статусные для Бонда вещи и предметы тоже подсечены каким-то тупым ножом. Есть и пиво, над которым не шутил только ленивый, есть триумфальное возвращение серебристого Aston Martin DB5, девушки, опять же. Тоже какие-то невнятные. Есть еще изрядно помолодевший и флегматичный Q (Бен Уишоу), но это, понятное дело, вписывается в дань деконструированной хипстер-моде. Возвращаясь к девушкам, обошедшим в кастинге своих соперниц, они, между прочим, тоже какие-то "кризисные": одна, умница и хорошистка (Наоми Харрис), другая – роковая нервическая красотка с тяжелым прошлым заложниц развлекательного Макао (Беренис Марло). Ну как тут выбрать, кому доверить опасную бритву для мужественного подбородка, а с кем постоять в душе? Настоящий кризис самоопределения.
Обозреватель Полина Грибовская