От заката до рассвета

Фильм Энн Эмон "Их первая ночь", который стал ее дебютной работой, намного ближе к минималистскому театру, чем к кино

От заката до рассвета

Москва. 3 сентября. INTEFAX.RU – Двое молодых людей, Клара и Николай, знакомятся на вечеринке в ночном клубе и после отправляются к одному из них домой, где занимаются сексом, ссорятся, мирятся, снова ссорятся, тем самым все лучше и лучше узнавая друг друга и проходя за одну ночь долгий путь к пониманию жизни, на который у многих уходит вся жизнь.

Фильм "Их первая ночь" - это полнометражный дебют канадского режиссера Энн Эмон, в прошлом году получивший награду Ванкуверского международного кинофестиваля, а также номинированный на канадскую же кинопремию Genie Awards. Фильм можно отнести к жанру разговорной драмы - действие преимущественно происходит в квартире одного из героев и строится на диалогах, а по большому счету на монологах-исповедях участников этой истории.

О том, что зрителя ждут исповеди, становится понятно в самом начале - во время 15-минутной сцены секса, открывающей фильм, мы видим татуировку на теле молодого человека - словосочетание "mea culpa", что означает "моя вина", формула покаяния, принятая в католической церкви. Покаяние не заставит себя ждать и сразу после постельной сцены свою душу начнет облегчать Николай, художник-неудачник с украинскими корнями, тонкой организацией души и, по глупому наивным, максималистским подходом к жизни. Молчащая по преимуществу первую часть фильма партнерша, кажется, по сравнению с ним простой мещанкой, но когда очередь дойдет до нее, окажется, что ее душа - еще большие потемки, чем у ее нового знакомого.

Режиссер, выбрав такую модель исповедальных монологов, во многом облегчила себе работу и пошла по пути театрального минимализма, который всегда можно обернуть себе на пользу. Когда начинает казаться, что присутствуешь на сеансе психоанализа, она разбавляет его поэзией канадского классика Юбера Акена или автора-исполнителя Феликса Лекрерка, что сразу придает сцене немного больше романтизма и глубины. А когда осознаешь, что на первый взгляд прекрасный неудачник - это просто неудачник, Эмон вставляет историю о его украинских корнях, оторванности от них, неспособности интегрироваться в общество, и тем самым отвлекает начинающего скучать зрителя. Другими словами, режиссер использует исключительно приемы, работающие на содержание, форму она решила не трогать, оставив все происходящее в серой и невзрачной квартире. Лишь пару раз героиня выбегает на улицу поплакать, где начинается дождь, который рифмуется с ее слезами. Немного банально, как, впрочем, и вся история.

Но банальность человеческой драмы сама по себе может стать неплохим подспорьем в создании художественного произведения и "Их первая ночь" - хороший тому пример. Энн Эмон не стремится к тому, чтобы зритель сопереживал ее Кларе и Николаю, она лишь показывает, что за казалось бы бездушными телами на танцполе ночного клуба, двигающимися в ритм однотонной музыки, иногда скрываются непростые истории и место, где по идее собираются люди радоваться жизни, на самом деле позволяет им лишь скрываться от нее и на время забывать о том, что они живут. И это, пожалуй, одна из самых интересных идей этой картины.

Обозреватель Артем Ушан

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });