Театр невоенных действий

Труппа театра им. Гоголя договорилась о встрече с председателем Союза театральных деятелей Александром Калягиным для обсуждения ситуации вокруг назначения нового художественного руководителя театра

Театр невоенных действий

Москва. 16 августа. INTERFAX.RU - На прошлой неделе руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков объявил о назначении нового художественного руководителя театра - им стал Кирилл Серебренников - и об отставке прежнего художественного руководителя Сергея Яшина. Тогда же был назначен новый директор театра.

Труппа театра написала открытое письмо, в котором содержались опасения по поводу судьбы репертуарного театра и по поводу судьбы артистов. Письмо было вывешено на сайте театра. Его подписали 86 человек. По словам актеров, через два дня новый директор театра Алексей Малобродский отдал распоряжение убрать текст с сайта.

Смена руководства в театре им. Гоголя стала второй кадровой "революцией" в театральной Москве в 2012 году. До этого, в апреле, вместо 81-летнего Владимира Андреева художественным руководителем театра стал известный актер и режиссер Олег Меньшиков. Меньшикова привел в театр и представил труппе сам Андреев. Через два месяца новый худрук провел сбор труппы, на котором рассказал о своих новых планах.

"Мне кажется, что можно было бы избежать излишнего шума, многих кривотолков и бесчисленных комментариев, если бы смена руководства в театре имени Н.В.Гоголя произошла так же цивилизованно, как это было в театре имени М.Н.Ермоловой", - написал председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин в своем заявлении, опубликованном на официальном сайте СТД.

"Я против революций в искусстве", - добавил Калягин в разговоре с корреспондентом "Интерфакса".

Актеры театра им. Гоголя также считают, что конфликт возник не из-за личности Кирилла Серебренникова. "Это нормально, что приходят новые люди. Это, конечно, болезненно и очень тревожно, но это нормально. Театр должен развиваться, - заявила "Интерфаксу" актриса театра им. Гоголя, народная артистка России Светлана Брагарник, - однако у нас совсем другая история. Силы руководства департамента культуры и силы нового руководства театра направлены на уничтожение театра", - уверена актриса.

Бывший художественный руководитель театра им. Ермоловой Владимир Андреев не хочет комменитировать происходящее в Театре им. Гоголя, однако собственный опыт ухода с должности худрука считает положительным. "Я долго думал, призвал в помощь себе весь свой разум и здравый смысл, чтобы провести смену руководства в театре, на который я положил всю свою жизнь, - рассказал "Интерфаксу" Андреев, - теперь я стал президентом театра, а рядом со мной прекрасный, относительно молодой режиссер Олег Меньшиков".

За последние два года театральная Москва пережила несколько смен творческого руководства театров. Если в 2012 году смена руководства театров происходила по инициативе столичного департамента культуры, то предыдушие увольнения были результатом требований коллективов. Самым громким увольнением стал уход со своего поста художественного руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова в июле 2012 года. После скандала, случившегося на гастролях в Чехии, труппа выразила свое недоверие художественному руководителю. Любимов написал заявление об уходе. Новым худруком был назначени народный артист России Валерий Золотухин.

Месяцем ранее был вынужден покинуть кресло художественного руководителя Театра им. Станиславского Александр Галибин. Часть труппы во главе с народным артистом России Владимиром Кореневым обвинила его в провале репертуарной политики театра и потребовала его смещения. Контракт с Галибиным был расторгнут. На смену прежнему худруку пришел бывший руководитель театра "На Юго-Западной" Валерий Белякович.

Еще раньше, в марте 2011 года, другой худрук другого московского театра - им. Маяковского, Сергей Арцибашев, также был уволен по настоянию части труппы. Актеры были недовольны тем, что, по их мнению, худрук недостаточно времени уделяет театру, так как одновременно руководит еще одним московским театром - "На Покровке". Арцибашева сменил Миндаугас Карбаускис, работавший ранее по контракту с разными московскими театрами.

Еще годом ранее, в 2010 году, едва не закончился уходом из Театра им. Евг. Вахтангова назначенного на эту должность в 2007 году Римаса Туминаса. Часть труппы выразила недоверие Туминасу и потребовала от Министерства культуры его увольнения. Но тогдашний министр Александр Авдеев вступился за худрука, однако театр покинула дирекция во главе с директором Сергеем Сосновским.

Скандалы и недовольства труппы в связи с назначением нового руководителя случались и в советские времена. Когда в 1956 году в Ленинградский Большой драматический театр им. Горького был назначен Георгий Товстоногов, часть труппы восприняла это в штыки, была даже попытка самоубийства одного из актеров. Актерами было составлено письмо в обком с жалобами на нового главного режиссера, который, по мнению многих актеров, ломал традиции русского театра. К артистам в обкоме партии тогда не прислушались и пообещали не применять к ним мер, если они перестанут выступать против нового руководителя. Известно, что Ленинградский обком дал Товстоногову право уволить 30 человек, однако режиссер не воспользовался этим правом и, по рассказам старейшин театра, за тридцать с лишним лет ни разу не вспомнил об этом письме.

В 1970 году МХАТ возглавил Олег Ефремов. По официальной версии, Ефремова позвали мхатовские "старики" - Марк Прудкин, Михаил Яншин, Виктор Станицын, Ольга Андровская. По неофициальной версии, к нему благоволила министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Новый главный режиссер был также недоброжелательно принят большей частью труппы - в первую очередь из-за того, что Ефремов привел с собой много актеров из "Современника", который сам основал и в котором работал с 1956 года. Впоследствии третье поколение артистов МХАТа, выпускники первого выпуска Школы-студии МХАТ (1947 год), которых собирали по всей стране сами "великие старики" МХАТа, составили основу второго МХАТа, отколовшегося от основного и возглавленного Татьяной Дорониной.

По мнению многих экспертов, суть внутритеатральных конфликтов не изменилась, но форма стала другой. "В советские времена любое подобное решение о смене руководства театра было невозможно без согласования в той или иной форме с творческим коллективом, - считает один из ведущих театральных критиков Москвы, историк театра, Григорий Заславский, - это была часть советской партийно-номенклатурной кадровой политики. Сейчас труппу просто ставят в известность о свершившемся факте назначения".

Обозреватель Екатерина Барабаш

Новости

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });