И умерли в один день
Ровно в один день на экраны выходят две версии встречи конца света, на поверку оказавшиеся абсолютно одинаковыми. Хорошая новость в том, что встречать этот "праздник" нужно непременно вдвоем
Москва. 18 июля. INTERFAX.RU - Как так получилось, что один и тот же сюжет, разработанный двумя очень разными людьми, попадает в прокат одновременно? Ирония проката это или же внутрицеховой сговор, в данном случае совершенно неважно. Но сравнивать фильм-дебют сценаристки Лорен Скафария ("Будь моим парнем на пять минут") и новую работу Абеля Феррары приходится буквально покадрово. И если Феррару, в свою очередь, можно сопоставить разве что с триеровской "Меланхолией", то рядовое кривляние Скафария на тему надвигающегося апокалипсиса можно вообще сверять с чем угодно.
Забавнее всего, конечно, на вопрос выбора между драматизацией и идеализацией своих ощущений уже ответил старый добрый Вуди Аллен в "Мелинде и Мелинде". Ну, не то чтобы ответил, но вы понимаете.
Скафария и Феррара действуют, уж поверьте, не сговариваясь. У первой, правда, для своих героев есть хоть немного больше времени, точно не очень понятно, но судя по тому, сколько бессмысленного они успевают пережить, времени этого было предостаточно. Вот и причиной земной кончины в фильме "Ищу друга на конец света" будет астероид с каким-то щенячьим именем "Матильда". То ли дело у Феррары – все четко и безысходно: озоновый слой разрушится ровно 4:44 утра. Персонажи Скафария все как один будто бы сбежали из других романтических комедий, прихватив с собой недоадаптированные тексты диалогов. Главных героев, "соседей по несчастью", выжимают из себя Кира Найтли и Стив Карелл, который давно уже может проходить кастинг на подмену Бена Стиллера. Она романтически настроенная, воздушная практически, неудачница, "доживающая" этот век с таким же по уровню успешности музыкантом. Очень любит винил, о, ужас, как нелепа сцена, в которой героиня Найтли рассказывает, за что и почему она так любит пластинки. Вообще любимую многими Киру в этой роли очень хочется откуда-нибудь столкнуть пораньше, чем наступит вселенская развязка, благо "мода" на это ускорение событий в фильме зарождается почти мгновенно. Люди с крыш валятся, как и следует, в романтических комедиях, очень смешно. Падают они и в преддверии наступления 4:44 у Феррары. Но у Скафария закономерно предлагается посмеяться в тот момент, когда в страховой компании никто не хочет становиться финансовым директором, и не только потому, что предыдущий совсем недавно шлепнулся кому-то на лобовое стекло.
Тем не менее, смеха, заявленного в качестве противоядия общему безумию предапокалиптического мира, категорически не хватает в истории про поиски друга на конец света. А вот у Феррары и без этого элемента обнаруживается какая-то дикая сила в противодействии не внешнем, но внутреннем. И понятно ведь, что ломиться на кукурузнике через Атлантику к далеким родителям, которых игнорировал всю жизнь – это не только не смешно, это еще и глупо. Можно просто включить Skype и поговорить с мамой о всякой ерунде типа нарисованных или не нарисованных картин, о том "какой он козел", ну и т. д.
Степенные герои Скафария устраивают прощальную вечеринку с неограниченной выпивкой и наркотиками настолько бутафорскую и немыслимую, что попытка героя Уиллема Дефо "ширнуться" на прощанье выглядит на 100% как "последнее прости". И одновременный выход на экраны этих двух фильмов больше не кажется чем-то странным и неестественным, потому что неправда, что все умрут, а мы останемся, как неправда еще и то, что перед смертью все равны.
Обозреватель Полина Грибовская