Король-рыбак
"Бобби Фишер против всего мира", фильм документалиста Лиз Гарбус, дает возможность познакомить зрителя с удивительной жизнью одного из самых одаренных шахматистов ХХ века
Москва. 10 июля. INTERFAX.RU – В ограниченный кинопрокат вышел документальный фильм "Бобби Фишер против всего мира", рассказывающий о жизни самого противоречивого, но от этого, по мнению многих, не менее гениального, шахматиста ХХ века. Фильм снят режиссером документалистом Лиз Гарбус для американского телеканала HBO, который, тем не менее, побывал на нескольких кинофестивалях, включая прошлогодний Сандэнс, где он открыл секцию документального кино. Гарбус - автор множества документальных фильмов, один из которых, "Ферма: Ангола, США", в 1998 году был номинирован на премию "Оскар".
Режиссер, работая в рамках, условно накладываемых телевизионным форматом, пытается быть изобретательной, и, главным образом, это происходит в области повествования, благо жизнь ее героя, особенно первая половина, позволяет делать это. В начале Фишер предстает перед зрителем вундеркиндом, способности которого дают ему возможность стать национальным героем, отстоять честь своей страны, победив главную шахматную державу - СССР. Эта возможность появляется у Фишера, когда Советский Союз соглашается на матч за звание Чемпиона мира и посылает на него действующего чемпиона Бориса Спасского. Эта часть фильма наиболее драматически мотивирована - бесконечные уловки Фишера в процессе подготовки, а чуть позже и в ходе самого матча делают повествование практически захватывающим, а интервью, как американских, так и советских и исландских (тот матч за чемпионское звание проходил в Исландии) свидетелей описываемых событий делают эту часть картины предельно объемной, освещенной со всех сторон.
Вообще, режиссер старается показать Бобби Фишера со всей объективностью, и вследствие этого отношение зрителя к герою меняется на протяжении всего фильма - от восхищения его удивительными способностями, которые шахматист буквально заработал собственным трудом и практически беспрерывными тренировками, начиная с семилетнего возраста, до неприятия трансформации чемпиона в параноика и антисемита, а чуть позже - жалости к озлобленному старику, полному ненависти к собственной стране и все тем, кто не соглашается с его точкой зрения. Удивительная судьба Бобби Фишера делает его уникальным героем документальной картины, ее достаточно лишь пересказать, чтобы получилась динамичная драма, поэтому в фильме почти незаметен режиссерский почерк - его затмевает личность персонажа. И, наверное, поэтому Гарбус не углубляется ни в политические дебри, где можно было бы с легкостью проследить роль Фишера в холодной войне, ни в собственно мире шахмат, ограничиваясь поверхностными высказываниями респондентов, которые пунктиром обозначают многосторонние достижения шахматиста.
Кому-то это, определенно, может показаться недостатком картины - ведь любая из этих сторон жизни главного героя явно заслуживает более пристального режиссерского внимания. И речь здесь даже не идет о полноценных исследованиях, а лишь о правильной расстановке акцентов. Но расстановка акцентов в данном случае вряд ли сможет получиться правильной, как ни старайся. Бобби Фишер даже после своей смерти остается непредсказуемым и непобедимым противником.
Обозреватель Артем Ушан