Однажды во Франции

Герои нового фильма Аки Каурисмяки - все те же аутсайдеры, живущие на периферии современной жизни, но не ставшие от этого менее человечными, а скорее больше остальных заслужившие право называться людьми

Однажды во Франции

В портовом французском городе Гавре полиция обнаруживает грузовой контейнер с нелегальными иммигрантами, направлявшийся из Африки в Лондон. При задержании одному из обитателей контейнера, подростку Идриссе (Блондин Мигель), удается бежать. Встретивший его в портовых окрестностях чистильщик обуви Марсель (Андре Вильмс) берется помочь ему. Он находит адрес его матери, живущей в столице Англии, и начинает подготавливать путешествие мальчика. Марселю придется столкнуться с различными проблемами при решении этой задачи, но его соседи, такие же бедные люди, как и он сам, и даже комиссар местной полиции, не останутся равнодушными и примут участие в судьбе африканского подростка.

"Гавр" - это последняя на сегодняшний день полнометражная работа известного финского режиссера Аки Каурисмяки. Фильм принял участие в конкурсе прошлогоднего кинофестиваля в Каннах, где получил Приз ФИПРЕССИ и Специальное упоминание Экуменического жюри, а также встретил теплое отношение критиков и зрителей. Так, впрочем, происходит со всеми картинами Каурисмяки и происходит это не в последнюю очередь из-за узнаваемого почерка режиссера, который отличает работа с одними и теми же актерами, их минималистичная игра и неприкрытая любовь Каурисмяки к своим героям, в большинстве своем аутсайдерам, живущих на периферии современной жизни, но не ставших от этого менее человечными, а скорее больше остальных заслуживших право называться людьми.

История "Гавра" в этом смысле не отличается от предыдущих творений финского мастера. Здесь мы встречаем постаревшего героя раннего фильма Каурисмяки "Жизнь богемы" (1992), переехавшего из Парижа во французскую провинцию и зарабатывающего гроши с помощью никому уже не нужной чистки обуви. Он живет со своей женой (Кати Оутинен) в любви и согласии, несмотря на отсутствие денег и каких-либо перспектив, и когда у нее находят злокачественную опухоль и кладут в больницу, должен по идее упасть духом и потерять остатки сил сопротивляться жизненным невзгодам. Но Марсель, напротив, с головой погружается в идею спасти юного Идриссу и демонстрирует чудеса находчивости и любви к ближнему, не без помощи, конечно, своих друзей.

"Гавр" полон юмора и теплоты, но помимо них в фильме есть и критика сегодняшней ситуации с нелегальными иммигрантами и Франция, как место действия истории, в этом смысле взята не случайно. С набирающими все большую популярность правыми настроениями и прошлогодней историей про ликвидацию поселений цыган и нелегальных иммигрантов эта страна идеально вписалась в сюжет картины. А герои фильма Каурисмяки, которых сложно отнести к какому-либо времени, подчеркивают непреходящее значение этой проблемы. Критику режиссера нельзя отнести ни к одному виду рефлексии современного искусства - его фильмы продолжают оставаться одними из самых гуманистичных в современном кино.

Сам режиссер впрочем отрицает наличие в "Гавре" критики или морализаторства, утверждая, что главное его целью было помочь зрителям избавиться от пессимизма после просмотра фильма. Что ж, Аки Каурисмяки это в очередной раз удалось.

Обозреватель Артем Ушан

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });