Ким Ки-Дук по-русски
Никто не понял, как это произошло, но почти не замеченный критиками и зрителями во время "Кинотавра" дебют Ангелины Никоновой "Портрет в сумерках" за последующие полгода обрел статус почти культового фильма
Москва. 14 ноября. INTERFAX.RU - Вполне заслуженно, но сделать это было не так просто, как может показаться. Ведь что было известно о "Портрете в сумерках" до "Кинотавра"? Какая-то Ангелина Никонова с огромным трудом сняла фильм за копейки, на фотоаппарат, и теперь непонятно, что с этим фильмом делать дальше, потому что от него все шарахаются. И на чопорном "Кинотавре", где все делают реверансы перед жанровым кино, просят мейнстрима, фильм вызвал недоумение, хотя ряд положительных отзывов все же можно было услышать. Потом прошло несколько месяцев, о фильме успели подзабыть, а после пошла волна новостей. Сначала оказалось, что эту картину пригласили в Венецию, а этой чести удостаиваются не многие. Потом начались призы на мелких фестивалях в России и за рубежом, посыпались публикации в качественных изданиях, Андрей Плахов сделал картину закрытием своей программы "Осенняя эйфория", на которую ориентируются многие синефилы России как на главную подборку фильмов в сезоне.
Словом, к моменту своего выхода фильм, не без помощи заинтересованных лиц, помогающих ему с раскруткой, уже известен той аудитории, на которую нацелен. Эта аудитория, которая готова смотреть фильм-шок, созданный в том же духе, что "Груз 200", "Счастье мое" и "Россия 88". Фильм, который потрясает средоточием насилия и натурализма, в котором масса извращенных сцен и еще более извращенных поворотов сюжета и который при этом является внятно артикулированным интеллигентским высказыванием.
Высказывание, кстати, вполне старомодное. Дескать, есть более чем условная элита, обеспеченные и сытые слои общества, и эта элита непростительно отдалилась от народа. Народ, конечно, живет по-свински. Менты насилуют всех подряд, официантки в забегаловках хамят и орут на посетителей, а подростки спиваются и дерутся. Но нельзя осуждать этот народ. Надо его любить, идти в этот народ и получать от него по полной, потому что это и есть истинное служение. Если бы не развитие сюжета, можно было бы предположить, что речь идет об издевке над старой интеллигентской идеей, но фильм повернут таким образом, который не оставляет возможностей для разночтений. Пусть нас насилуют и убивают, а мы все равно падем на колени перед убийцами и будем целовать им ноги.
"Портрет в сумерках", если убрать из него интеллигентский посыл, остается притчей в стиле лучших фильмов Ким Ки-Дука. Помните, у него постоянно проходит идея, что настоящее чувство и счастье можно только выстрадать путем насилия и унижений? Вот, здесь то же самое, особенно похоже на "Плохого парня", например. Даже слишком похоже, хотя плагиат я бы здесь усматривать не стал. Но все же: молодая и симпатичная женщина, которая живет своей относительно благополучной жизнью, сталкивается с грубым насильником, который бросается на нее, как волк, мстя ей за то, что она по своему статусу выше него. Но после того, как они оба проходят через горнило бесконечного физического страдания, между ними появляется какое-то большое и главное чувство. Правда, кроме него от них почти уже ничего не остается. Нет людей, есть любящие друг друга калеки.
Очень забавно поданы образы служителей порядка. Получается, что они, в общем, не люди, но где-то очень глубоко в них теплятся зачатки души. И вот если ОЧЕНЬ постараться, то можно эти семена как-то прорастить, и тогда человек сможет что-то почувствовать и понять. Хотя сами сотрудники не виноваты в том, что они – не люди. Общество виновато. Мир таков. А мы, те, кто ходит на такое кино, - виноваты и обязаны сделать так, чтобы жизнь у этих представителей стала лучше.
В заключение стоит сказать, что "Портрет в сумерках", при всей своей сентиментальности и сверх-жестокости, фильм очень любопытный и запоминающийся, один из самых ярких в этом году. Если вы о нем здесь читаете, значит, уже слышали о нем и все равно уже решили, смотреть его или нет. Но вот если не слышали, то ознакомьтесь, сходите: такого кино у нас мало, хотя тренд-то общеевропейский, фестивальный, современный. Да и о нашей действительности, может, другими словами и сказать иногда нельзя.
Обозреватель Сергей Сычев