Они ведь как люди
Осеннее киноизобилие в прокате умеренно разбавляет не слишком высокохудожественная, но зато полная оригинальной терапевтической правды история про самку дельфина, которой пришлось ампутировать хвост и заменить его протезом
Москва. 12 октября. FINMARKET.RU - "А дельфины добрые, а дельфины мокрые, на тебя глядят умными глазами", - такая песня была в одном из мультфильмов Инессы Ковалевской. Противоречивости в их образе не знает, пожалуй, ни одна история. Вот и в фильме актера и режиссера Чарльза Мартина Смита активно используется безупречное реноме жителей морей и океанов, чей плавник над водой не вызывает ужаса и не вселяет страх. Для кого-то они, конечно, во многом тотемные и почти сказочные существа, а кому-то дельфины кажутся исключительным источником производства деликатесных пресервов. Эту сторону "дельфиньей проблемы" не так давно пытался осветить режиссер Луи Психойос, забравшись со своей группой в запретную зону при японском поселке Тайдзи, он снял бескомпромиссный и душераздирающий фильм "Бухта", получивший "Оскара" в номинации "лучшее документальное кино".
Не менее важный, но все-таки более "прикладной" "мессидж" попытался вычленить Чарльз Мартин Смит из рассказа про случайно найденную травмированную молодую афалину. В его "Истории дельфина" много приторного, натужного и обезоруживающе слащавого. Правда, только со стороны людей и актеров. Дельфиниха в этом кино самая что ни на есть настоящая Уинтер из океанариума в Клируотере. А мысль режиссеру не пришлось формулировать вовсе, все понятно и без художественного обрамления сюжета: дельфин без хвоста – все еще дельфин.
Саму Уинтер подобрали у Восточного побережья Флориды в 2005г., когда ей было около трех месяцев, животное застряло в решетке сетки для ловли крабов, это серьезно нарушило кровообращение хвостового плавника. Из-за начавшегося заражения спасти плавник специалистам так и не удалось, хвост ампутировали и какое-то время люди в океанариуме тщетно пытались вернуть дельфину "желание жить" и придумать, чем же можно помочь "рыбе без хвоста". Уинтер даже пришлось безропотно переучиваться двигаться в воде не стандартным "дельфиньим стилем", то есть вверх-вниз, а только вправо-влево, что грозило суровыми перегрузками позвоночника. От этой идеи отказались и призвали на помощь доктора, разрабатывавшего протезы для животных, который и взялся помочь Уинтер.
Не без ошибок и неудач, путем утомительных экспериментов Кевин Кэролл смастерил искусственный плавник на силиконовой прокладке, который и сделал бесхвостого дельфина отважным примером мужества и веры в силу жизни для недееспособных детей и взрослых в Америке. Такая типичная для Штатов героизация всего положительного, прорывного и позитивного не могла не заинтересовать киношников, которые, в свою очередь, саму историю несколько разукрасили, "очеловечили" биографию дельфина, ввели в ее экранную судьбу несколько сентиментальных персонажей, и, в общем-то, помогли океанариуму в Клируотере и самой Уинтер.
Всю несуразность игровых построений в "Истории дельфина" совершенно точно можно простить и опустить, как пишет в своем отзыве одна из зрительниц на сайте imdb.com, судя по всему, еще и мать недееспособного ребенка, с которым они, узнав о Уинтер, помчались в Клируотер навестить дельфина с протезом, "сюжет этот, может быть чрезвычайно соплив и чрезмерно сентиментален, но что поделаешь, если иногда такова жизнь".
Обозреватель Полина Грибовская