А зори здесь так себе
Комедия "Пять невест" Карена Оганесяна странным образом напоминает и советские комедии сталинского периода, и телевизионные китчевые шоу вроде "Старых песен о главном"
Москва. 3 октября. INTERFAX.RU – Между прочим, чаще всего этот фильм сравнивают с драмой Станислава Ростоцкого "А зори здесь тихие…" совершенно напрасно, и больше по внешнему признаку. Тоже "среди баб один прораб", как дети дразнятся. На самом же деле драматизма в фильме ни капли нет, хотя ситуация располагает к его нагнетанию. Сюжет основан на реальных событиях. Действительно, была воинская часть, которая сразу после окончания Великой Отечественной оказалась запертой за границей. Действительно, несколько обезумевших от одиночества молодых офицеров попросили товарища, отправляющегося в командировку, взять с собой их паспорта и зарегистрировать браки заочно хотя бы с кем-нибудь. Действительно, парень оказался не промах и окрутил несколько встреченных на родине баб, уговорив их поехать вместе с ним к забугорным мужьям. Дальше фантазия сценариста Юрия Короткова и его помощников отработала детали.
Потом Карен Оганесян набрал команду известных актеров. Те, что получше, мужской ансамбль, в фильм почти не вошли – за исключением сверх-эксцентрической сцены сна, открывающей фильм. Очень странной, гротескной, сделанной в стиле чуть ли не "Монти Пайтон", только менее смешно. Так вот, мужской ансамбль со Смольяниновым и Лойе (рыжий парень из "Ералаша" теперь повзрослел, но харизмы не утратил) Оганесян приберег для расширенной телевизионной версии. Может, и напрасно, потому что несколько парней играют на уровне неплохого телевизионного шоу.
Из них для основного действия Оганесян оставил Даниила Козловского, что представляется очень спорным решением. Козловский должен играть эдакого увальня, лопуха, малолетку, который женщину последний раз видел, чуть ли не когда сидел за школьной скамьей. Только он не учел, что Козловский, только что очень неплохо сыгравший в "Мишени" у Зельдовича, не сможет выйти из образа столичного денди. Достаточно посмотреть, как он четко отлаженным движением открывает дверь даме (именно даме, а не деревенской бабенке так открывают дверь), вытягиваясь по-юнкерски в струнку и изящно подавая руку юной леди, чтобы понять: этот парень очень даже не увалень и прекрасно умеет обходиться с женским полом. Таков он и в течение всего фильма, равно как и его экранная подружка Елизавета Боярская. Видно за версту сытых, умеющих пожить со вкусом столичных жителей, которые почему-то решили поиграться в капустник по мотивам Второй мировой, создать, как теперь принято говорить, маленькую миниатюру-hommage "Свадьбе в Малиновке". Этим же занимаются еще несколько молодых актрис, в числе которых Пересильд, Ходченкова и Пегова. Игра в старину, в ухаживание, в деревенскую свадьбу, в побег – игра во все, понарошку, без вживания. Даже декорации, которые, по слухам, реальные деревни, поля и всякие другие родные просторы, выглядят больше телевизионными задниками, построенными специально для комедийного шоу "Звезды на деревне".
Карен Оганесян хотел создать несерьезный фильм, чтобы немного отдохнуть от напряженных первых двух - "Я остаюсь" и "Домовой". И создал его именно несерьезно, в виде развлечения, что очень рискованно при создании комедии. Не всегда получается. У Стриженова капустник "Любовь-морковь" неожиданно сработал. Но там актерам было проще, можно было не напрягаться и веселиться изо всех сил. Здесь все-таки антураж, необходимость минимального перевоплощения, чуть более сложный сюжет – и капустник получился не смешным и не интересным. Даже присутствие Золотухина не помогло: деревенский половой гигант пусть и забавен, но выглядит скорее чужеродной интермедией, чем естественной частью картины. Да и как-то Золотухина, в свете последних событий с Таганкой, не получается теперь воспринимать так же легко, как всего пару лет назад. Какой-то оттенок неприятный появился. Хотя уж это точно не к Карену Оганесяну претензия.
Обозреватель Сергей Сычев