Переписывая Джейн Эйр
Очередная экранизация главного романа для девушек на все времена несмотря на обилие предшественников достойно держит глухую оборону произведения, которое не смеет опозорить первоисточник
Москва. 6 сентября. INTERFAX.RU - Множественные экранизации более чем знаменитого романа Шарлотты Бронте, казалось бы, очередной попытке вряд ли могли бы добавить удачи. Но молодой режиссер Кэри Фукунага не пытался изобрести велосипед или еще как-нибудь перелицевать, пожалуй, один из самых известных британских текстов.
Не ставя, казалось бы, каких-либо недосягаемых целей, Фукунага целиком и полностью сосредоточился на сюжете, который в диалогах и посредством выбранных мест для съемок невероятно преобразился, в очередной раз увековечив пусть не самое любимое, но уж совершенно точно самое популярное произведение британского автора.
Работа над нетленным текстом программного романа, как правило, не дает особо развернуться крыльям сценариста. Если только режиссерской задумкой не руководят амбициозные модерновые замыслы по переиначиванию литературной легенды. Но Моира Буффини, написавшая для Стивена Фрирза текст его недавней "Неотразимой Тамары", все-таки немного поработала над классическим вариантом, в частности над структурой повествования. В остальном, новая "Джейн Эйр" - вполне себе хрестоматийный пример экранизации, воплощенный при участии очень приятного актерского состава.
Казалось бы, лучшую Джейн Эйр, чем Миа Васиковска в наши дни сложно себе и представить, к тому же, довольно трудно было бы упрекнуть юную актрису в непоследовательности и отсутствии вкуса. Ее последними картинами были бертоновская "Алиса в Стране чудес" и "Детки в порядке" Лизы Холоденко. Роль Джейн Эйр в этот послужной список отлично вписывается. Майкл Фассбендер, сыгравший первостатейного мистера Рочестера, кинокритики и зрители давно уже обложили лавровыми ветвями. "Беззаботная", по Майку Ли, Салли Хокинс (в фильме она играет чванливую миссис Рид), тоже известна многим поклонникам британского кино. Джейми Белла (в "Джейн Эйр" он Сент-Джон Риверс), снимись он хоть в сотне новых проектов, вряд ли когда-нибудь забудут, если смотрели "Билли Эллиота". Ну, а Джуди Денч, сыгравшая экономку миссис Фэйрфакс, в представлениях и вовсе не нуждается. Правда, из Торнфильда режиссера Фукунаги куда-то исчезла мрачная Грейс Пул, но ее отсутствием вряд ли кто-нибудь всерьез озаботится.
То есть, компоненты новой иллюстрации к старинной истории они, вот они, на ладони: отменный кастинг, тонкая операторская работа Адриано Голдмана, трепетно подобранный саундтрек Дарио Марианелли, который три года назад выхватил "Оскара" за музыку к "Искуплению", и на выходе мы получаем прелестную постановку произведения, которое не просто профилактики ради проветривают и проверяют на наличие выеденных молью прорех, а всего лишь, без особых претензий и амбиций, бережно перерисовывают, делая это так же невинно и старательно, как упражняются в копировании шедевров юные ученики художественной школы. Урона для неприкосновенной вечности - никакого, а всем участникам процесса – только польза и удовольствие.
Обозреватель Полина Грибовская