Прогноз на завтра озвучен
В Выборге закончился фестиваль "Окно в Европу", который традиционно считается закрытием прошедшего киносезона и точкой отсчета для предстоящего. Считаем цыплят.
Москва.16 августа. INTERFAX.RU - Прогноз российского кино на ближайший год в Выборге выносят четыре жюри. Три обычных: игровой конкурс, неигровой конкурс и анимационный. И одно особое, главное: все зрители фестиваля голосуют за каждый игровой фильм, независимо от того, в конкурсе он или нет. Приз зрительского жюри называется "Золотая ладья", и предполагается, что награжденный им фильм поплывет по узкой речечке проката российского кино успешнее, чем его собратья. Поэтому Выборг – это не столько фестиваль, сколько экспериментальные показы перед выпуском фильмов. Поле обката для сомнительных проектов и выбор точной стратегии для очевидных хитов.
Здесь неожиданностей было мало. Высшие оценки зрителей получили "Два дня" Дуни Смирновой, "Пять невест" Карена Оганесяна и "4 дня в мае" Ахима фон Борриса. Два первых фильма – это внеконкурсные комедии, причем первая довольно качественная, ориентированная на западные образцы фильмов о Золушке, а вторая – низкопробная, снятая в стиле дешевого телефильма с гэгами, плохими актерами и загубленным режиссером сюжетом. Делаем прогноз: зрителю, в общем, без разницы, какого уровня фильм. Лишь бы он был ярким, броским, с парой известных лиц в кадре и с элементами китча. То же касается фильма "Беременный" с Дюжевым, который получил чуть меньше баллов, но это не так принципиально: фильм откровенно провальный, но кассу он соберет.
Последний из трех призеров – это ретро-драма фон Борриса, автора сценария фильма "Гудбай, Ленин!". Это его режиссерский дебют. Я фильм не видел, зато смотрел другого лидера "Сибирь. Монамур" Славы Росса. Хоть это и не ретро-драма, а вполне современная история, снят он все равно "под старину", а особенно там забавный Петр Зайченко, который, как Терминатор, пробирается через заснеженную тайгу. Такой бредет по лесу, по шпалам, потом плывет по замерзшей реке на коряге, потом еще ползет. Так и ждешь, что сейчас у него сверкнет красный глаз и загорится надпись вроде: "Цель найдена". А если серьезно, то оба эти фильма, равно как и гангстерский триллер Олега Погодина "Дом" с Сергеем Гармашом, - еще один прогноз. Что если сентиментально, красиво и про "настоящих мужиков", которые могут и шлепнуть кого-нибудь, но в нужный момент и скупую слезу пустить, то тогда можно простить все. И плохой сценарий, и чрезмерную затянутость, и неумение работать с актерами над диалогами, и стилистический винегрет, и надуманные ситуации, и что угодно. Лишь бы оператор показал известного актера, будто рекламу журнала "Эсквайр".
Прогноз озвучен в отношении критики, которая в наступающем сезоне будет опять никому не нужна. Лучший в конкурсе фильм "Бездельники" Андрея Зайцева был сдержанно принят публикой и ничего не получил от основного жюри – несмотря на присутствие в нем Виктора Матизена. Это не просто профессионально срежиссированный (Зайцев – документалист с огромным опытом и не менее огромным количеством призов) и снятый в документальном стиле (оператор снял до этого два фильма Марии Кравченко и "Виктора Астафьева" Зайцева, также обласканных на фестивалях). Там не просто очень точно составлен ансамбль из лучших молодых актеров России. В этом фильме есть попытка рассказать историю парня такого, "как Цой", как если бы Цой родился на тридцать лет позже и жил сейчас, писал бы свои песни и пел их друзьям в квартирах. Тот Цой, который еще не встретил БГ и на стал поп-идолом. Оказывается, что квартиры остались те же, молодежь не слишком изменилась, да и мы все так же реагируем всем нутром на анархистские ямбы восьмидесятых. И очень в такие моменты хотим стать кочегаром и работать сутки через трое. Критики дали фильму "Слона". Публика не заметила не только его, но и объективно лучший фильм года "Шапито-шоу", а самым низшим баллом наделила "Охотника" Бакура Бакурадзе – фаворита всех критиков "Кинотавра".
Такие вот прогнозы. Четыре лодки плывут в разные стороны. Режиссеры снимают, критики пишут, зрители смотрят – мы уже поняли, кто что и как именно делает. А прокатчики разводят руками. Залы на сеансах отечественного кино все пустее и пустее, и будущее выглядит совсем не радужно.
Обозреватель Сергей Сычев