Мрачный Кустурица, белый пеликан
Непритязательная история дружбы мальчика и пеликана ничем особенным вроде бы не выделяется, но сказочная атмосфера одного лета на греческом острове практически отменяет критические оценки сюжета
Москва. 21 июля. INTERFAX.RU - "Пеликан" снят по одноименной книге писателя Эрика Буассе, он же принял непосредственное участие в написании сценария, поэтому на основных этапах создания фильма у автора сюжета практически не возникало возражений. Для режиссера Оливье Орлэ после ассистирования на одной из картин Милоша Формана работа на "Пеликаном" стала дебютной. В команду вошел и известный продюсер "Микрокосмоса" и "Птиц" Филипп Готье, именно его опыт и пригодился в подборе актеров-пеликанов. Создателями греческой идиллии на затерянном в Эгейском море островке очень нужны были пеликаны-профессионалы. Такие "ребята" нашлись в зоопарке Вилар Ле Домб. Человеческий кастинг, надо думать, проходил несколько проще. На роль угрюмого рыбака и отца главного героя решено было пригласить Эмира Кустурицу, детей, само собой, сыграли дети: пятнадцатилетний Тибо Ле Геллек (пеликаний спаситель Яннис) и Джейд-Роуз Паркер, замеченная не так давно в фильме "LOL(ржунимагу)", (подружка Янниса – Ангелики).
Все начинается однажды летом, когда Яннис, исправно снабжающий ракией моряков у причала, находит в трюме плюгавенького заморыша, похожего на мохнатого червяка с клювом. Сердце у парня сжимается, и он, чтобы не терять выручку от продажи спиртного, выменивает невиданного птенца на фамильный крестик, доставшийся ему от погибшей матери. Поступает он так, понятное дело, не потому что готовится вступить в ряды юных защитников средиземноморской фауны, а просто потому что ему нужен друг. Дальше по всем канонам идеальной доброй подростковой книжки мальчик Яннис ухаживает за птицей, прячет ее от отца, дает ей имя в честь корабля и узнает у местного священника, что все это время он воспитывает редкого в этих краях пеликана.
Птица вырастает, на острове появляется симпатичная племянница хозяина единственного на острове бара, к месту событий подтягиваются толпы туристов, чтобы познакомиться, а главным образом "пофоткаться" с пернатой достопримечательностью. Из всего этого вырастает конфликт, разрешить который может лишь сказочный, или жизненный, что иногда почти равнозначно, поворот. Герои переживают ужасные и прекрасные моменты, а зрителю остается любоваться неописуемыми закатами и рассветами, вглядываться в простые и бесхитростные лица актеров, которые в природных декорациях могут практически ничего не делать, а просто следовать написанному тексту.
Безыскусность разыгранной истории про дивную привязанность друг к другу мальчика и пеликана в какие-то неуловимые моменты искрит чудесными находками, которые, скорее всего, таятся где-то в глубинах личного опыта общения с дикой природой. Выросший в беспощадном 3D каменных джунглей человек, наверняка, не найдет и не услышит то чудесное, что наивные создатели "Пеликана" кое-как пытались донести своей аудитории. Главными действующими лицами здесь выступают сам остров и оператор Мишель Аматье, у которого ракурсы человеческих и птичьих объятий заставляют глаза моргать незаметно, но все-таки чаще. И, да, на поверку, - сюжету вполне можно было бы остаться на страницах книги Буассе, но тогда как иначе могли бы пересечься интересы фанатов Кустурицы, поклонников Греции и романтичных циников, выписывавших в детстве журнал "Юный натуралист", а в наши дни переключившихся на сентиментальный Animal Planet.
Обозреватель Полина Грибовская