Врагу не сдается наш гордый "Ямато"
Среди японского кино приятно обнаружить фильм "2199: Космическая одиссея", обаятельный товар для внутреннего потребления, переснятый на основе малоизвестного в Европе сериала
Москва. 19 июля. INTERFAX.RU - Для российского зрителя попасть на сеанс "Космического линкора "Ямато", замаскированную прокатчиком под "Космическую одиссею", - настоящий подарок и отдых для души. И никаких объяснений им уже не потребуется, потому что стилистика картины выполнена в том же духе, что и все бесконечные космические мыльные оперы, на которых росли современные завсегдатаи кинотеатров. Малоподвижные актеры в героических позах, сочетающих тотальный схематизм их изображения с бушующими внутри них страстями. Женские персонажи, в которых сверхъестественные сила и ловкость скрывают женственность под агрессивным эротизмом. Огромные космические корабли и маленькие истребители, позволяющие главным героям реализовать свои стремления в боях с пришельцами. Сами загадочные пришельцы и мотив гибели человечества. Долг как основной побудительный мотив для персонажей. Цветастые костюмы и всклокоченные шевелюры героев. Четкая разбивка на сражения с криками и выстрелами и бытовые сцены, преимущественно в буфетах и тренировочных залах. Все это так близко и знакомо, да еще и передано, против привычного, в киношной форме (если быть точнее, то в сочетании киношных сцен с CG-эффектами), что от прилива ностальгических слез теряешься и взахлеб смотришь двухчасовой фильм, стилизованный под часть героического эпоса.
Для тех, кто еще не отправился в зал или почему-то не заразился в детстве любовью к космическим японским сериалам, придется сделать пояснение. "Ямато" – это самый мощный японский крейсер Второй мировой войны, потопленный американской авиацией. В семидесятые годы вышел мультсериал, в котором рассказывалось, как через полтора столетия линкор извлекли с океанского дна, отремонтировали и переделали в космический корабль. В 2199 году Земле грозит полное вымирание, и именно экипаж "Ямато" должен отправиться к другой цивилизации на краю Вселенной, потому что там должен храниться рецепт по спасению человечества.
Атрибутика и стилистика этой, как и всех остальных космических мыльных опер, апеллирует к мифологии Второй мировой, которую проигравшая Япония до сих пор не перестает вспоминать и переживать – см., например, последний фильм Кането Синдо "Открытка" или новеллу Сехея Имамору в альманахе "11 сентябр". Сериал стал безумно популярным, выдержал два сезона, полнометражные анимационные версии, а теперь вот по его сюжету выпущен одноименный фильм. То есть продукт в высшей степени фанатский, не случайно российские правообладатели делают все, чтобы его не распространяли в Интернете для релиза: любители аниме у нас меньше всего задумываются об авторских правах и качают десятки гигабайт чаемой продукции бесплатно и неограниченно. Искусство, конечно, должно принадлежать народу, но дело не в этом.
Меньше всего хотелось бы, чтобы фильм стал развлечением лишь для узкого сегмента аудитории, предпочитающей аниме. Скорее, выход такого рода фильмов (хотя все-таки это кинематографическое аниме, пусть и с живыми актерами) приятен тем, что в нашем, да и в мировом прокате анимация давно стала очень однотипной. Стереомультфильмы а-ля Пиксар собирают кассу и являются главными кумирами других "мультоклепателей", которым хочется оттяпать свой кусок пирога. В России едва ли не единственной внятной альтернативой этой продукции уже не первый год считаются фильмы студии "Гибли" - прежде всего, режиссерские и продюсерские проекты Хайяо Миядзаки. Плюс-минус пара единичных удач вроде "Трио из Бельвилля" Сильвена Шоме, хотя на его фильм о г-не Юло народ не пошел. Выпуск космической саги о линкоре Ямато – приятное добавление к скудной анимационной палитре российского проката, и за это можно простить даже странноватое, но "продаваемое" название.
Обозреватель Сергей Сычев