Блогеры хотят, чтобы их увидели

Грандиозный по размаху проект Кевина Макдональда "Жизнь за один день" собран из кусочков любительского видео, сделанного в один день 2010 года и присланного через YouTube

Блогеры хотят, чтобы их увидели

Москва. 2 июня. INTERFAX.RU - Идея кинематографического путешествия через весь мир, когда с помощью монтажа объединяются фрагменты из разных географических точек, не нова. Еще в начале двадцатых годов прошлого века Дзига Вертов создал в одной из "Киноправд" соединение Парижа с разными частями СССР, чтобы зритель мог мгновенно пронестись над всей Евразией. Впечатление было достигнуто, и впоследствии такого рода объединение стало модным. В разного уровня проектах (особенно в СССР) объединялись все республики за один год пятилетки, различные страны с их пролетарской борьбой и т.п. Другое дело, что потом о них на какое-то время забыли, а сейчас вот снова вернулись, и один из них – новый фильм Виктора Косаковского с бюджетом больше миллиона евро.

"Жизнь за один день" сформирована из материала, который не снимала съемочная группа. То есть, формально, перед нами монтажный фильм. В этом так же нет ничего нового, потому что Дзига Вертов тоже не ездил в Париж, а пользовался чужой хроникой. Так поступали и последующие документалисты, начиная с Эсфири Шуб и ее "Падения династии Романовых". Наконец, непрофессиональные съемки в качестве материала для работы тоже используются не первый год. Как только вводится мода на семейные кинозарисовки и видео, так обнаруживаются первые работы из чужих зарисовок. Например, фильм Алана Берлинера "Семейный альбом" сделан в конце восьмидесятых, а его российский аналог "Частные хроники. Монолог" Виталия Манского – в девяностых.

В "Жизни за один день" поэтому главное – не новаторство, а масштаб и количественные показатели. Во-первых, все ролики, которые использовал Макдональд для своего монтажа, сняты 24 июля 2010 года и присланы для участия в проекте людьми со всего мира. По крайней мере, заявлена их принадлежность к этой дате, а проверить нельзя. Во-вторых, этих роликов много тысяч, о чем говорится в начальных титрах фильма. Материала очень много. В-третьих, люди снимали свою сюжеты, понимая, для чего они нужны, и поэтому мы имеем дело с непрофессиональными съемочными командами, а не просто монтажом чужой хроники. В-четвертых, важно присутствие бренда YouTube как для тех, кто снимал фильм, так и для тех, кто его смотрит. Ясно, что "Жизнь за один день" подается как экранное воплощение самой идеи YouTube, ее выражения в искусстве, ее значения для человечества. Люди превратились в блогеров, они хотят, чтобы их увидели.

Композиционно фильм напоминает "Человека с киноаппаратом" все того же Вертова. В течение суток мы наблюдаем за одновременными событиями в разных точках мира, сопоставляя их в некий коллективный портрет, и движемся по хронологии за срезами человеческих судеб. Здесь может быть все, что угодно: от изображения тотальной чистки зубов, умывания и бритья до глубокомысленных высказываний в камеру или маленьких анекдотов, комического или трагического свойства. Эту идею интеграции мы схватываем довольно быстро.

Макдональд очень профессионально и талантливо справился со своей работой. Его мозаика вышла музыкальной, гламурной, ненавязчивой и очень динамичной. Он упирает на положительные эмоции, не выдвигает никаких идей, он не дает пояснений к тому, что мы видим. Синхронный звук сам себя поясняет. Единственный недостаток фильма тот же, что и у роликов в YouTube: он быстро приедается, а никаких дополнительных смыслов при этом не несет. Это "Жизнь за один день" бегом, когда впечатления схватываются быстро и неглубоко. Но в этом можно найти свою прелесть. Молодежи понравится.

Обозреватель Сергей Сычев

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });