Балет "Пламя Парижа" получит второе рождение на сцене Большого театра
Москва. 26 июня. ИНТЕРФАКС - Большой театр 3 июля представит на Новой сцене премьеру обновленного советского балета "Пламя Парижа" в постановке художественного руководителя балетной труппы театра Алексея Ратманского.
"Этот спектакль был ледоколом, который открыл всему миру русских артистов, и Алексей Ратманский блистательно реанимировал этот балет, который заново получит второе рождение", - сказал в четверг на презентации премьеры прежний исполнитель партии главного героя Филиппа Михаил Лавровский.
По его словам, это "мощный, полнокровный балет с колоссальным количеством образов".
Балет "Пламя Парижа" был поставлен в 1932 году. Его создателями были сценарист Николай Волков, композитор Борис Асафьев и режиссер Сергей Радлов. Премьера состоялась на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета к празднованию пятнадцатилетия Октябрьской революции. Сценарий балета был написан по роману-хронике Феликса Гра "Марсельцы", в котором рассказывалось о свержении монархии во Франции в 1792 году.
В Большом театре "Пламя Парижа" было поставлено в 1933 году. Весной 1947 года хореограф Василий Вайнонен, дирижер Юрий Файер создали новую редакцию балета, которая была в репертуаре Большого до 1964 года. На сцене этого театра балет был показан 111 раз. В частности, 23 сентября 1961 года, когда спектакль демонстрировался в сотый раз, в партии одной из главных героинь Жанны впервые выступила Екатерина Максимова.
При создании хореографических образов В.Вайнонен отталкивался от музыкального материала, созданного Б.Асафьевым и от гравюр из архивов Эрмитажа.
Спектакль известен рядом танцевальных номеров - танец басков, классическое па-де-де главных героев, которое входит в обязательную программу многих международных балетных конкурсов.
А.Ратманский для воссоздания балета пользовался старыми кинопленками, на которых сохранились фрагменты спектакля и воспоминаниями артистов, исполнявших партии главных героев. Однако, по его словам, все хореографические номера не удалось восстановить в прежнем виде за неимением достаточных сведений. Один из самых ярких моментов балета "Танец басков", а также па-де-де Жанны и Филиппа, фарандола и ряд других хореографических номеров, созданных В.Вайноненом, в новой постановке остались.
А. Ратманский создал также новые номера.
"Это новый спектакль с использованием оригинальной хореографии Василия Вайнонена", - сказал А.Ратманский.
По его словам, либретто балета пришлось поменять, поскольку современному зрителю малоинтересна главная линия советской постановки о противодействии революционеров и аристократов.
В частности, в спектакле появляется любовная тема, которой не было в прежней редакции. Кроме этого, в постановке А.Ратманского действуют уже две пары главных героев, а не одна, как было изначально. "На фоне исторических событий развертывается любовь, драма", - сказал А.Ратманский.
Другое нововведение - казнь одной из героинь как следствие революционного террора.
В балете задействованы 4 состава, в нем участвует почти вся балетная труппа театра. "Кордебалет занят абсолютно весь. Вообще, на сцене находятся 140 человек", - отметил А.Ратманский.
"Пламя Парижа" в постановке В.Вайнонена 1947 года стало одним из любимых спектаклей Иосифа Сталина. Как рассказал на презентации Никита Вайнонен, сын знаменитого хореографа, генсек посмотрел этот балет более десятка раз.
"Он спросил отца: "А этот балет имеет премию моего имени?" Тот ответил нет. "Это большая ошибка", - сказал Сталин. А на следующее утро балет получил Сталинскую премию", - рассказал он.