По волнам памяти дядюшки Бунми
В российский кинопрокат выходит главный призер Канн-2010, фильм "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни". Его автор, Апичатпонг Вирасетакун, по мнению большинства признан самым выдающимся кинорежиссером нулевых
Москва. 27 апреля. INTERFAX.RU - За фермером Бунми, у которого больная почка, ухаживают его своячница, племянник и нелегальный иммигрант из Лаоса. Также время от времени всех обитателей этой фермы на севере Таиланда навещают призрак умершей жены хозяина и несколько лет назад исчезнувший в джунглях его сын, который, как оказалось, превратился в обезьяньего призрака, покрывшись волосами и приобретя красное свечение глаз. Вся эта компания по вечерам сидит за столом и Бунми пытается понять, за что духи послали ему эту тяжелую болезнь. Смирившись с неизбежной смертью, фермер решает найти место, откуда он отправится в свое последнее путешествие.
Фильм "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни", выходящий в российский кинопрокат, получил главный приз, "Золотую пальмовую ветвь", на прошлом Международном кинофестивале в Каннах. Его автор - режиссер Апичатпонг Вирасетакун - в прошлом году, когда многие занимались подведением итогов первого десятилетия нового века, мнением большинства был признан одним из самых выдающихся авторов этого периода. Его, труднопроизносимые для западного зрителя имя и фамилию, теперь могут выговорить все, а для самого Вирасетакуна открыты не только двери самых престижных кинофестивалей мира, но и залы известнейших выставочных залов, где он реализует свои проекты в области современного искусства.
Собственно, "Дядюшка Бунми" также является частью одного из таких проектов, который носит название "Примитив" и был выставлен в конце 2009-начале 2010 года в парижском Музее современного искусства. Фильм объединяет в себе почти все элементы той видеоинсталляции и является в каком-то смысле подводящим черту под этой большой работой. Здесь помимо собственно истории умирания главного героя можно найти множество на первый взгляд разрозненных элементов, которые были отражены и в "Примитиве" - отголоски столкновений военных с крестьянами-коммунистами, вера тайцев в сверхестественное, семейные ценности, врожденная музыкальность и оттого мягкость и доброта этого народа. Эти элементы не только разрознены, но и в большинстве случаев просто противоречат друг другу. Вирасетакун не только показывает, как в жителях Таиланда соседствует зло с добром, но и дает ответ, почему так происходит.
Главным элементом, по версии режиссера, здесь является память - будь то память о прошлых жизнях, заявленная в названии, которое дала фильму книга о реальном человеке по имени Бунми, которого Вирасетакун встретил в Таиланде, или, наоборот, отказ от воспоминаний о массовых убийствах в 1960-х. Автор не разделяет эти два вида памяти, он критически смотрит на своих сограждан, которые продолжая верить в совершенно фантастические вещи, отказываются видеть то, что было совсем недавно. Но критика эта такого рода, что западный зритель воспринимает ее скорее, как юмор тайского режиссера. В этом также особенность стиля Апичатпонга Вирасетакуна - при всей странности повествования, он заставляет задуматься об очень важных вещах без того, чтобы объект воздействия, то есть мы с вами, почувствовал себя виноватым.
Обозреватель Артем Ушан