Поворот не туда

Режиссер-документалист Сергей Лозница дебютировал в игровом кинофильме “Счастье мое”, который выходит в отечественный кинопрокат. Непрекращающийся кошмар на экране всего лишь отражает российскую действительность

Поворот не туда

Москва. 30 марта. INTERFAX.RU - Водитель грузовика Георгий (Виктор Немец) везет муку, пересекая российскую глубинку. Пытаясь миновать пробку, образовавшуюся на дороге из-за аварии, он выбирает объездную дорогу, посреди которой его машина глохнет. Роковой поворот полностью переворачивает жизнь водителя, которая превращается в непрекращающийся кошмар, выйти из которого судя по всему вообще невозможно.

Фильм "Счастье мое" украинского режиссера Сергея Лозницы в прошлом году участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, где привел всех в такое замешательство, что жюри, которой возглавлял в тот раз Тим Бертон, не решилось дать ему ни одного приза. Возможно, просто никто не поверил режиссеру документального кино, решившемуся на игровой полнометражный дебют, что Россия может быть такой. Смогут ли российские зрители узнать в персонажах фильма Лозницы своих соотечественников? Кинопрокат картины, который начинается 31 марта, позволит этот проверить.

Вообще, в Каннах любят реализм - здесь давали призы и румыну Кристиану Мунджу, и бельгийским братьям Дарденн, с каждым из них связывали новые возможности хорошо известного жанра. В случае с Сергеем Лозницей эти возможности, наверное, в первый раз можно назвать действительно новыми, и тот факт, что "Счастье мое" не получил ни одного приза на фестивале, который традиционно призван угадывать тенденции, говорит не в пользу последнего. Реализм Лозницы совершенно другого свойства, чем у его европейских коллег - ему не нужна постоянно дергающаяся в руке камера, чтобы артикулировать видимую реалистичность происходящего на экране. Пришедший из документального кино, он сумел применить законы этого жанра в кино игровом. Но учитывая, что в документальном кино Сергей Лозница, ни у кого не спрашивая разрешения, уже радикально переформатировал эти законы, можно было ожидать и от его игрового дебюта того эффекта, который он производит на зрителей.

В начале фильма "Счастье мое" мы видим как два зэка (это можно предположить по одинаковой униформе и татуировкам на запястьях) волокут тело еще одного заключенного, бросают его в яму и заливают бетоном. Это не тизер и это не начало кошмара, в который вскоре попадет водитель Георгий. Это лишь обыденная реальность зоны. Через двадцать минут зритель сможет сравнить ее с обыденной реальностью свободных жителей этой страны. И, можно предположить, она мало чем будет отличаться от первой - здесь такие же, мягко говоря, неприятные лица, проституция, алкоголизм, тотальная коррупция и криминал. Никто из тех, кого встречает герой на своем пути, не заслуживает ни симпатии, ни сострадания. Но ни то, ни другое, правда, никому и не нужно - сознание российских людей уже настолько трансформировалось, что оба этих понятия полностью исчезли из жизни населения одной шестой части суши. Произошло это, по версии Сергея Лозницы, не вчера - два флэшбэка в середину прошлого столетия демонстрируют нам примерно такую же историю. Приговор режиссера этой стране, который он выносит в конце фильма, очевиден. И совершенно справедлив.

Обозреватель Артем Ушан

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });