Все позволено
"Области тьмы" совершенно неожиданно оказался очень приятным фильмом. По-настоящему остросюжетный, хитроумно смонтированный и прекрасно сыгранный триллер
Москва. 16 марта. INTERFAX.RU - Наконец-то дистрибуционная компания "Парадиз" сделала правильный выбор, купив права на показ фильм "Области тьмы" (свой вариант перевода названия Limitless я предложил в заголовке) Нила Бергера. Не многие, конечно, знают, кто такой этот Бергер (режиссер фильма "Иллюзионист"), да и исполнителя (вполне достойного) главной роли Брэдли Купера тоже вряд ли можно считать известным у нас актером. В качестве привлекающей звезды фильма выступает Роберт де Ниро, сыгравший в фильме роль второго плана – привычный нам образ крупного бизнесмена с криминальным оттенком. Его появление в фильме не принципиально, но все же важно. Дело в том, что в "Области тьмы" представляет собой близкое к идеальному сочетание различных элементов кинематографа.
Возьмем сценарий фильма. Это история о том, что есть какие-то особые пилюли, используя которые, человек может расширить возможности своего интеллекта до почти невероятного состояния. Сначала мы наблюдаем за погруженным в депрессию молодым писателем-неудачником, который открыл в себе новые силы после того, как в его жизнь пришли волшебные таблетки. Потом оказывается, что вокруг него довольно много людей, которые тоже имели и имеют дело с этим наркотиком. То есть, такая раса избранных, вступление в которую дает человеку шанс взлететь на вершину мира. У каждого наркотика есть свои побочные действия и неприятные последствия. У каждого рывка на вершину – тоже. Значит, конфликт с собой и конфликт с миром. Реальность и воображение переплетаются, игра становится все более рискованной и жестокой. Обычно мораль в таких сюжетах очень проста: что толку человеку, если он получит весь мир, а душу свою потеряет? Здесь несколько сложнее: осуществлен выход за пределы нравственности. Герой, например, имеет возможность очень быстро получать и обрабатывать информацию, но он не интересуется религией или философией, а преследует чисто прагматичные цели. Он целиком дитя мира и хочет жить по его законам. В этом, кстати, есть определенный месседж. Если человек высвободит ресурсы своего мозга, то он не сможет совместить свой интеллект с другими важными составляющими своей личности. Он получает ослепляющее ощущение собственной неуязвимости, которое лишь подтверждается жизнью. Вместе с тем эффекты от приема пилюль имеют явно пародийный оттенок, в котором есть многие лидеры проката прошлых лет – от "Маски" до "Матрицы".
Возьмем также режиссуру. Постановщик спрессовал действие сценария до предела. Даже интересно дождаться выхода полной версии фильма с удаленными сценами, потому что наверняка изначально он был существенно длиннее. Мы периодически ощущаем необходимость той или иной сцены с точки зрения драматургии, понимаем, что в сценарии она была и что от нее отказались, так как она тормозит действие. Нам многое придется домыслить, а кое-что – заметить лишь при повторном просмотре. Бергер старается не сосредотачиваться долго на этических проблемах или деталях коммерческого успеха героя. Его интересует активность нового типа человека. Если этот человек воспринимает все в ускоренном режиме, то и сюжет необходимо представлять таким же способом. Поэтому фильм как бы разделен на две неравные части, переплетающихся друг с другом. Одна из них пародирует артхаусную драму о кризисе мужика, которого бросила жена. Другая – многочисленные экшны. В ней меняется цветовая палитра, темп и особенно монтаж. Решения по склейке разнородных кадров и их композиции напоминают своей ошеломительностью клипы Мишеля Гондри. В одном кадре могут быть сплетены разные локации, проявления одного и того же персонажа, видения наркомана сочетаются с прозрением абсолютно задействованного разума. "Области тьмы" - это непрерывный экшн добившегося вседозволенности интеллекта, и смотреть его можно лишь с открытым от удивления ртом. Прекрасное сочетание привычных элементов в сумме дает почти шедевральный результат.
Обозреватель Сергей Сычев