Племя младое, незнакомое
Вернувшись из похода за город, одноклассники обнаружили себя в эпицентре военных действий. За внешней фабулой фильма Стюарта Битти "Вторжение: Битва за рай" стоит поискать культурологическую подоплеку
Москва. 1 марта. INTERFAX.RU – Подростку всегда хочется чувствовать себя самым умным и сильным, способным принимать верные решения и свободным от гнета старших дураков, которые ему, конечно, просто завидуют, пытаются за его счет самоутвердиться и подчинить. Потом он становится старше и все чаще ощущает себя усталым, слабым, равнодушным и довольным своей участью. Обычно это называют взрослостью. На таких людях уже сложно играть, они инертны и ленивы, у них "только верная дорога до последнего звонка". Для массовой культуры, построенной на бесконечном потреблении броских и недолговечных продуктов, жадность и бескомпромиссность молодых куда выгоднее. То же относится и к другим составляющим современного общества, делающем ставку на гордую инфантильность. Разумеется, для максимальной выгоды этот внутренний возраст необходимо взращивать как можно раньше и продлевать как можно дольше. Последние века привели к тотальной вульгаризации культуры и пришествию варваров не извне, как было прежде, а изнутри, через воспитание новых поколений. Невежественные, материально обеспеченные, наглые, агрессивные, самодовольные типы захватили власть над миром и проповедуют свою систему простейших ценностей. Главное – инстинкты, которым нужно потворствовать, смысл жизни - в примитивном наслаждении и нахождении новых способов его получения. Никаких авторитетов, прочь нравственность, да здравствуют развлечения!
Для воспитания такого типа человека необходима особая система пяткочесания. Например, постоянная демонстрация его правоты, чтобы он не усомнился в своем пути и не начала рефлексировать. «Вторжение: битва за рай» - одна из очередных ласточек в ясном небе новейшего времени. Как уже было сказано, культура уничтожена, а массам предлагают жить как бы с нуля, вернуться к "истокам", чуз фьюче, чуз лайф! Следовательно, хотя бы на виртуальном уровне, следует приучить массы к уничтожению построенной на этой культуре цивилизации. Мы уже много подобных произведений проглотили во всех видах искусства и особенно в компьютерных играх, где уничтожение цивилизации и сражения выживших на ее обломках стали более чем общим местом. Для того, чтобы не произносить лишних слов, просто говорят: пост-апокалиптический – и все ясно. На этой идее внезапно обретенной вседозволенности воспитываются поколение за поколением. "Вторжение: битва за рай" - это экранизация бестселлера, за которой последую два продолжения и наверняка появятся соответствующий компьютерные игры. Речь опять о том же: австралийские подростки пошли в поход, а в это время на их страну напал некий враг с подозрительно азиатским лицом. Вокруг танки, самолеты, страна покорена, а несколько подростков – ее единственный оплот и надежда на спасение. У них есть какое-то оружие и отвага в глазах, мальчики и девочки – как будто изгнанные из Эдема люди, которым придется все строить заново, но сначала придется научиться выживать и найти свое место под солнцем. Конфликты предельно упрощены. Потеря невинности, первое убийство, ссоры, примирения, влюбленности и смерти принимают формы инициации, в которых этические аспекты сняты. Прежних авторитетов не осталось, значит, можно не оглядываться и быть счастливыми в данный момент времени тем счастьем, которое оно дозволяет получить. Секс и насилие здесь становятся главными раздражителями, вокруг них вращаются все сцены фильма, даже если она инспирированы совсем другими произведениями (например, треть фильма явно сделана под влиянием "Моста через реку Квай" Дэвида Лина). Любая другая имманентная составляющая человека должна еще быть открыта и верифицирована, а это путь, на который человечеству понадобились многие тысячелетия.
Сколько раз мы уже видели что-то подобное? Почему так часто авторы обращаются к выбросу за пределы цивилизации, погружают героев в животные состояния? Вероятно, это все тот же диагноз: формализация, артикуляция гибели культуры через внятный рассказ о создании нового человека. Человека, который хочет построить себя сам. Мы вернулись к ветхому человечеству, и название "Битва за рай" здесь может быть понята недвусмысленно.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/