Бокс Пандоры
Еще один беспроигрышный вариант для битвы за "Оскар": фильм про бокс, наркотики, социальные низы и преодоление себя. Зритель имеет шанс оценить "Бойца" Дэвида Рассела до вручения премии и выставить свою оценку
Москва. 25 февраля. INTERFAX.RU – Фильмы про бокс для американской киномифологии стали неотъемлемой частью. Впрочем, и весь мир рукоплещет похожим друг на друга и все-таки трогательным историям. Сегодня, правда, на место фильмов о боксе претендуют фильмы о рэпе, но пока их присутствие не настолько заметно, чтобы считать их серьезными конкурентами.
Фильмы о боксе привлекательны по целому ряду причин, которые так важны для зрителей всех категорий. Это всегда эпические мелодрамы с редким переходом в чистую драму. Жанр для Голливуда старейший, разработанный, конвенциональный. Бэкграунд в таких фильмах всегда совмещает в себе жизнь обездоленных и блеск рампы. Бокс для простого парня из пригорода или из провинции считается лучшей путевкой в жизнь. На что еще можно рассчитывать ему, простаку с горой мускулов? Раньше такой путевкой могла стать армия – она и теперь становится, но в реальности (см., например, документальный Recruiter Эдет Бельзберг), а не в мифологии. Кино слишком дискредитировало армию в глазах народных масс, чтобы верить в нее. К тому же, хочется чувствовать себя индивидуалистом, а где это более заметно, чем на ринге? Я даже могу себе представить, как американский зал разражается аплодисментами в тот момент, когда герой Марка Уолберга в "Бойце" настаивает, что это именно он дерется и что в бою бьют именно его. Таким образом, перед драматургом и режиссером открывается огромный пласт возможностей. Они выстраивают мир трущоб, в которых живут персонажи. Со всеми пороками, вроде наркотиков, публичных домов, пьянства, брани, цинизма и привычного для России ощущения общности: подрались, помирились, пошли вместе выпить. Полицейский беспредел может быть заявлен очень ярко, в "Бойце", например, есть сцена, в которой боксеру на глазах у безмолвствующего народа коп ломает руку – один из драматичных и переломных сюжетных поворотов.
Из этого кошмара нужно выбраться. Конфликт даже искать не надо. Его только можно сдобрить. Есть прекрасные по-своему близкие героя, которые тянут его обратно, на дно, желая ему только лучшего. Здесь таковые представлены семьей боксера и прежде всего его братом, который упустил когда-то возможность самому стать чемпионом и теперь постоянно оказывает своему младшему братишке медвежьи услуги. Роль брата играет Кристан Бэйл, и это его лучшая роль на сегодняшний день, за которую он может рассчитывать на "Оскар". Он резкий, сильный, саркастичный торчок, не вылезающий из притонов и обожающий надежду всей семью, которую он сам же и взрастил. Его мимика, жесты, взгляды в точности скопированы с оригинала (сценарий написан по жизни вполне реальных братьев-боксеров), пережиты и транслированы зрителю. Есть еще хорошие персонажи, которые тянут вверх. Не удивительно, что среди них главный – это возлюбленная главного героя, которая ведет его к взлетам и помогает пережить падения. Герой может себе позволить быть увальнем и тугодумом, потому что все обстоятельства вокруг него живут и играют сами собой. Оттого в подобных фильмах личность боксера менее всего интересно. Ясно, что у него бзик на том, чтобы стать чемпионом, что он не остановится и станет-таки им, несмотря на все препятствия. И вот она вам реализация американской мечты, завернутая в двухчасовую колбасу, полную приправ и отборного мяса.
Фильм "Боец" снят почти безупречно. Подвижная камера в сочетании с эпичностью повествования создает иллюзию правдоподобия. Трагедии и комедии простых людей показаны вполне выпукло, им сочувствуешь, а когда их обижают – возмущаешься. Но это все равно колбаса, которую мы уже много раз ели. Почему именно бокс? Почему именно чемпионский титул? Почему нужно вылезти из грязи именно за счет своей и чужой боли? Герой все же калечит людей, а ему рукоплещут. Куда он пробивается и что он получает с чемпионским титулом? Скорсезе был более последовательным и показал в своем "Бешеном быке" разрушительность этой американской мечты, гибель человека, который пошел этим путем. Но его фильм – это все же рефлексия над мифологией. Нам же предлагают не столько задуматься, сколько с чувством поужинать. Блюдо подано и готово к употреблению.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/