Адекватные
Дебютный фильм Романа Каримова "Неадекватные люди" критика и зрители Выборгского фестиваля вознесли до небес. Фильм вышел в прокат, и пьедестал под ним начал потрескивать
Москва. 19 января. INTERFAX.RU – Самое привлекательное в "Неадекватных людях" - это умело созданное ожидание фильма до того, как начал его смотреть. Тщательно продумана композиция изображения на постере. Модное слово в названии. "Адекватность" сегодня массовым сознанием воспринимается как "нормальность", и вопрос "адекватность – чему?" кажется неуместным. То есть фильм называется "Ненормальные", только на современный лад. Фильм после его показа в Выборге (субботним утром в последний день фестиваля, когда далеко не все успели его посмотреть) и разовых демонстраций в Москве никто не видел, но все слышали хвалебные отзывы тех счастливчиков, которым удалось на него попасть. Все было сделано для того, чтобы любители кино полгода ерзали на стульях и просматривали анонсы кинотеатрального проката.
Но поддержать этот фильм после просмотра не хочется. Понятно, почему он мог понравиться: элитарные зрители решили, что это уникальный рассказ о настоящей современной молодежи, а не о тех клонах, которыми нас кормят в последнее время со всех сторон. Фестивальные зрители не похожи на обычных, а последние на фильм жалуются. Именно за то, что правды в нем, конечно, нет, а условность не настолько прекрасна, чтобы отнестись к ней с сочувствием.
"Неадекватные люди" - это гламурная (но эта гламурность завуалирована) попытка рассказать историю любви. Мы должны поверить в то, как взрослый мужик знакомится со школьницей, проводит с ней целомудренно многие дни напролет и не замечает, что она в него влюбляется. Для антуража нам предложены несколько статичных персонажей второго плана. Непривлекательная, но нахальная подружка главной героини. Начальница главного героя, которая мечтает лишь о том, чтобы заняться с ним садомазохистскими фокусами. Коллега главного героя, у которой, вроде, проблемы с мужем. Ухажер школьницы, который хоть и циничный, но в сущности безобидный малый из "сынков". Психолог, который просто Евгений Цыганов и ничего сверх этого. Все эти персонажи существуют внутри фильма однообразно и тягомотно, особенно это касается заигрываний с психоанализом – добрых двадцать минут экранного времени потрачены впустую. Почему-то мы должны смотреть на то, как обыгрываются старые шутки и байки про приемы у невозмутимого врача, которые обязательно должны дойти до гротеска. Режиссер Роман Каримов пытается выстроить буффонадные вкрапления гармонично, но в глянцевой оболочке фильма они выглядят жалко. Все эти хохмочки про начальниц-садомазохисток, алкашей, дискотечных приставал – это и скучно, и разрушительно для фильма. То же можно сказать о речи персонажей. Каримов сделал ее предельно афористичной, но в разрушенной драматургии фильма перепалки персонажей напоминают не "Криминальное чтиво", а телевизионный сериал. Реплики персонажей растянуты, произносятся заученной скороговоркой, да еще и с каменными лицами, на которых написан лишь страх забыть мудреный текст, в котором нет ни жизненной, ни художественной правды – если эти правды чем-то друг от друга отличаются.
Парочка главных героев полностью игнорирует ту самую примитивную психологию, которую нам так навязывает сюжет. Мужик, например, потерял свою девушку, и у него чешутся руки набить кому-нибудь морду, что он периодически и делает. Но он, якобы, работает в женском журнале, а это нигде не проявляется, кроме одной неубедительной фразы о женской груди. Его метания и переживания мы должны считать из флэшбеков, но контраст с его невозмутимым поведением слишком разителен. Мы ему не верим, и флэшбеки не считываем сразу, а только потом допускаем их как возможный вариант объяснения поведения этого мужика. Равно как и героиня, которая устраивает дома гулянку, приглашает каких-то отморозков, а сама ведет себя, как Чацкий на балу. Или вдруг в финале фильма начинает кривляться в машине незадачливого ухажера, что ей было совсем не свойственно и выглядит… неуместно. В этом фильме каждая часть неуместна, хотя и вполне адекватна глянцевым стереотипам. Только мать героини, издерганная женщина, которая всеми силами пытается превратить жизнь дочери в ад, достоверна, но это как-то мимоходом. Все остальные герои адекватны друг другу, и выбраться из их компании после финальных титров – большая радость. Адекватное такое состояние.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/