Дверь в Моррисона
Жанр неигрового кино о рок-музыке пополнился еще одним достойным представителем – Том ди Чилло снял When You’re Strange об истории группы The Doors
Москва. 14 декабря. INTERFAX.RU - Группе The Doors очень повезло со временем возникновения: в конце шестидесятых поп-культура была в полной мере готова к новым музыкальным мифам. Музыканты властвовали думами революционно настроенной молодежи везде. На телевидении шоу Эдда Салливана показывало номера известнейших исполнителей, в кинотеатрах шли фильмы Пеннебейкера и Мэйслесов о Бобе Дилане, The Beatles, The Rolling Stones, Вудстоке, выпускались книги – и это не считая миллионных продаж пластинок, радиопрограмм и концертов по всей стране. The Doors получили все сразу. У них были скандальные телеэфиры, их постоянно снимали кинокамеры, турне и отдельные выступления по стране заканчивались стычками с полицией, о которых писали все газеты. Кажется, мифология The Doors и ее солиста Джима Моррисона настолько подробно изложена, что в короткой истории группы не осталось ни одного белого пятна. Моррисон умер в 27 лет, но его популярность и после смерти позволила зарабатывать на бренде The Doors миллионы.
Через тридцать лет после его смерти выяснилось, что реального Моррисона за информационным потоком в десятки кино- и телефильмов массовая аудитория совсем не знает, осталась только оболочка. Об этой не раз заявляли оставшиеся в живых участники группы, особенно недовольные тем, что для большинства людей Моррисон – это персонаж Вэла Килмера в одном из лучших фильмов Оливера Стоуна The Doors. Отмечая талантливую игру актера (Килмер для роли специально потолстел на 6 килограммов) и образный ряд фильма, музыканты настаивали на том, что однажды "нужно рассказать всю правду о Джиме".
Рассказать эту правду решил Том ди Чилло - автор фильмов "Джонни-замша" и "Жизнь в забвении", а также оператор ранних картин Джима Джармуша. When You’re Strange – это первый в истории полнометражный документальный фильм о группе, причем сделанный не в традиционном для подобного рода документалистики форме, где "говорящие головы" монтируются с хроникой или игровыми реконструкциями. Ди Чилло пошел более сложным путем монтажного фильма, и сложность эта диктовалась тем, что материалы о группе уже много раз использовались до него. К счастью для ди Чилло обнаружился старый и никому не известный фильм Hwy: An American Pastoral, который тогда еще студент киношколы Моррисон снял с Полом Феррарой, причем сам Моррисон в этом фильме такой, каким его никто не видел на пленке, - уже бородатый, но еще не обрюзгший. Сочетание кадров из этого фильма с уже известными публике кадрами позволило ди Чилло создать нечто вроде метафизического роуд-муви о путешествии Моррисона к своей истинной сущности. Или к смерти, о чем свидетельствуют первые кадры картины. Забавно, но во время фильма часто складывается впечатление, что он сделан именно в пику шедевру Стоуна. И, хотя другим членам группы голос напрямую не предоставлен, мы явственно ощущаем их давление на режиссера. У Стоуна Моррисон воспевается и мифологизируется, у ди Чилло он часто предстает заигравшимся нарциссом, который сам не знает, чего хочет, и только мучает всех своей гениальностью. Стоун делает упор на эмоциях, скандалах, любовной линии. Ди Чилло подружку Моррисона отправил на задворки сюжета, его повествование сосредоточено на фактах, и особенно подчеркивается коммерческий аспект деятельности Моррисона и его друзей. Непонятно, правда, сарказм это или характерный для Запада метод оценки жизни человека через его материальный успех.
После выхода фильм ожидал оглушительный провал на премьере в Сандэнсе. Роковая ошибка ди Чилло заключалась в том, что закадровый комментарий к фильму прочел он сам. В его непрофессиональном исполнении все содержание фильма потеряло свой смысл и показалось критикам собранием банальностей и пошлостей, еще одна спекуляция на известном имени. Тогда ди Чилло обратился за помощью к Джонни Деппу, который к тому времени уже показал свой талант рассказчика в документальном фильме Алекса Гибни "Гонзо. Жизнь и смерть доктора Хантера Томпсона". Депп с радостью откликнулся, и в When You’re Strange зазвучал его голос. После работы Депп восхищенно рассказывал, как, работая с материалом, он "будто видел все глазами Джима, Джона, Рэя и Робби, настолько мастерски сделан этот фильм. В нем Джим воскрес, чтобы напомнить нам, что до сих пор он один из самых значительных рок-легенд/поэтов/шаманов, которые когда-либо всходили на сцену. А группа, которая позади него, добавляла топливо в этой безумной гонке в историю. Никакой документальный фильм о рок-н-ролле не смог бы показать это лучше". В чем-то Депп прав, фильм действительно выдающийся, и сам Депп с его отстраненной манерой чтения сыграл в этом не последнюю роль. Хотя, но это уже вкусовщина, конечно, фильмы Пеннебейкера, Мэйслесов и Лернера превосходят его в том, что не имеют среди своих задач рассказ биографии героя, тем более что она и так довольно известна.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/