Суровые неожиданности
"Убежище" Франсуа Озона продолжает его линию реалистических картин. Любителям творчества французского режиссера, правда, придется привыкнуть к тому, что этот автор изменился навсегда
Москва. 25 ноября. INTERFAX.RU – Франсуа Озон с давних пор записался в любимчики русской публики. Его ранние игривые работы "Криминальные любовники", "Крысятник", "Капли дождя на раскаленных камнях" и "Восемь женщин" легко можно смотреть компанией, цитировать и возвращаться к ним вновь, чтобы повторить приятные впечатления еще раз. В них много юмора и легкости, даже если на экране кого-то убивают. Ранний Озон – это жизнь понарошку, кино в чистом виде. Неглупое, даже остроумное, эротичное, с яркими актерами и не менее яркой цветовой гаммой. Настоящее народное кино, которое уверенно заняло место на полках с дисками у современной молодежи.
Тем интереснее наблюдать, как зрелый Озон теряет популярность, так как вдруг он заговорил исключительно серьезно о бытовых проблемах настоящих людей. Пожалуй, это началось с одного из его самых сильных фильмов "5х2" - истории о том, как брак двух людей разрушается шаг за шагом, но показанной задом наперед: от развода к знакомству. В этом фильме проявляются все те черты, которые на ближайшие годы станут характерны для Озона. Суровая, реалистичная картинка в документальной стилистике. Постоянные конфликты и непонимание среди близких людей. Смерть, которая вдруг стала неприглядной и натуралистичной. Гомосексуалисты, обычные для кинематографа Озона, но почему-то потерявшие повод для легкомысленности. Вообще, однополая любовь у Озона носит отпечаток большой человеческой трагедии, что, например, довольно редко у Альмодовара и еще более редко у Пазолини. Словом, пелена радужности спала с тех сюжетов, которые некогда так веселили публику.
Действительность победила, и будто Дориан Грей взглянул на нас с портрета. Люди в испуге отшатнулись, и уже новые фильмы Озона встречаются с гораздо меньшим энтузиазмом. "Время прощания", как близнец похожий на "Его брата" Патриса Шеро, прошел почти незамеченным, и, кажется, Озон попытался вернуться в привычное русло фильмом "Ангел", близким к стилистике его прошлых картин. А потом вставил в мрачный "Рики" необычный разворот сюжета как реверанс его фирменной безудержной фантазии. Наконец, в новом фильме "Убежище" он снова уверенно встает на реалистические рельсы. Наркоманы, гомосексуалисты, инцест, нежелательная беременность и прочие язвы современного общества предстают здесь во всем своем неприглядном виде. Озон нисколько не моралист, но при этом гуманистический пафос в нем проявляется на примере индивидуальных парадоксов. Все в его фильмах построено так, чтобы столкнуть случайность и закономерность. Случайности могут быть самыми разными, но трагедии все равно избежать не получится. То есть любой сюрприз – штука неприятная как минимум по своим последствиям. А люди все равно остаются людьми и иногда обнаруживают свое достоинство тем, что из того болота, в которое они сами себя загнали, вдруг приподнимаются, и это есть единственный повод для надежды. Героиня оставляет ребенка из интереса и из протеста: не хочется делать аборт потому, что тебе это настойчиво предлагают. Или герой идет в храм, ставит свечку, а потом вдруг его тайная страсть его ненадолго оставляет.
Между прочим, вот эта сцена с храмом является очень необычной для Озона и главной в фильме. При всей антиклерикальности Озона, этот мотив срабатывает не в пользу его жизненной позиции. Сцена отпевания мужа героини, ее замечания, что она не любит храмы, отступают перед необъяснимым феноменом. Гомосексуалист вдруг ощущает отчаянность своего положения, извращенность своей природы, ставит свечу и получает дар – возможность начать все заново. И – пугается, в прибранное место возвращается изгнанный с семьи злейшими и воцаряется там вновь. Видимо, навсегда. Правда, герою потом представится новая возможность для исправления, но как он ей воспользуется, мы можем только предполагать. Этот момент, хотя он неопределенно может звучать для тех, кто пока не видел фильм, хотелось бы выделить из-за его необычности. "Убежище" запомнится именно им, и пусть это будет тот сюрприз, которого мы всегда ждем от этого режиссера и никогда не разочаровываемся.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/