Айзенберг – не Цукерберг
Финчеровская история создания одним тоскливым осенним вечером многомиллионной сети для ни к чему не обязывающего виртуального общения шагает по планете
Москва. 2 ноября. INTERFAX.RU - После запутанной и перенасыщенной гримом и костюмами "Загадочной истории Бенджамина Батона" Дэвид Финчер взялся наконец-то за нечто более реальное и жизнестойкое, а что на сегодняшний момент может быть более "живым" и затягивающим, чем Facebook? Стоп, стоп, тапками кидаются только те, кто в жизни не создал ни одного аккаунта имени себя в сети. Вот-вот.
За сюжетную основу фильма был взят рассказ одного из уже бывших приятелей главного героя Марка Цукерберга, и такого же бывшего сооснователя Facebook Эдуардо Саверина. Саверин открылся для документального повествования в книге Бена Мезрича "Миллиардеры поневоле". Многое, как мы можем подразумевать, в такой исповеди сугубо лично и субъективно, ну так и что же, Финчеру к работе с неоднозначным материалом не привыкать, как и востребованному в Голливуде сценаристу Аарону Соркину, ответственному за искрометные и бронебойные диалоги внутри "Социальной сети".
Итак, история Марка Цукерберга начинается, а точнее, становится занятнее, интереснее и значительней, как раз тогда, когда однажды ничего особенно хорошего не сулящий вечер в гарвардском кампусе оборачивается для парня бескомпромиссным и не терпящим возражений расставанием с Эрикой Олбрайт. Эрика, безусловно, поступает правильно, но и брошенный Марк делает как раз то, что должен. Он возвращается к себе, добивает пиво и строчит в ЖЖ, просто так, потому что больше пока некуда, рассказать такую фигню соседям по комнате ему уж точно в голову не приходит, они и слушать бы не согласились. А вот что действительно находит отклик, так это просьба подсобить ему в поисках всяких недостающих техподробностей для запуска провокационного Facemash. То, что при стечении определенных обстоятельств через несколько лет станет мегапопулярной социальной платформой с полумиллиардом активных пользователей начинается с примитивного голосования по девичьим фотографиям. Прототип системы, созданный вот так внезапно Цукербергом в 2003г., обернулся для его создателя занятной головной болью, а противоречивый бэкграунд возникновения конечного продукта оброс массой туманных подробностей и понятных и не очень претензий со стороны тех, кто все-таки продолжал считать Марка своим другом или хотя бы единомышленником.
Все это Финчер и Соркин невероятно точно подметили и, не слишком возвышая и канонизируя образ самого Цукерберга, методично, на протяжении двух часов рассказывают, как это бывает, когда идея, разрастаясь, становится намного больше и значительнее своего создателя. Все дрязги и сомнительные "буги-вуги" вокруг первоначального замысла сервиса в фильме предстают незначительными атрибутами уникального проекта. И обидчивый Саверин, давший деньги на первые расходы будущего Facebook, и бесполезные гребцы-близнецы Винклвоссы, больше напоминающие братьев Траляля и Труляля, и даже хитрый, беспринципный стреляный воробей, основавший Napster Шон Паркер, все они по неписаным законам "Социальной сети", в конце концов, оказываются лишь статистами.
А Джесси Айзенберг ("Таинственный лес" Шьямалана, "Кальмар и кит" Баумбаха, "Добро пожаловать в Zомбилэнд" Фляйшера) теперь может хвастаться главной ролью у Дэвида Финчера. Более удачного актера из заданной возрастной категории создателям "Социальной сети" вряд ли можно было бы подсказать. Айзенберг – не Цукерберг, это подчеркивается в каждом комментарии режиссера к фильму. А Эрика Олбрайт, может быть совсем и не "…с…ка". Хотя, кого это теперь волнует, когда есть Facebook.
Обозреватель Полина Грибовская
/Интерфакс/