Коса на камне
"Стоун" - затянутый эпизод из жизни тюремного служащего, который совершает чудовищную ошибку. Пережатую коллизию едва вытягивают Де Ниро, Йовович и Нортон
Москва. 20 октября. INTERFAX.RU – Один не слишком хороший, но и не достаточно плохой тюремной психолог Джек аккурат перед выходом на заслуженный покой встречается в своем кабинете с задиристым и беспринципным парнем по прозвищу "Стоун". Стоуну охота выйти по УДО на волю, а старику Джеку надо бы разобраться, что там такого темного в прошлом этого парня с хриплым голосом, что может помешать ему вернуться в общество свободных людей. В общем, сразу понятно, что главные герои, вот они, но отчего-то Эдвард Нортон в арестантской форме и с афроамериканскими косичками и, пускай, очень благородно, но все же неумолимо стареющий Роберт Де Ниро, с очками на носу, неспешно перебирающий папки на столе, в заданную режиссером Джоном Керраном реальность монтируются как-то со скрипом.
За Керраном помнится почти свежая и одновременно спорная экранизация романа Сомерсета Моэма "Разрисованная вуаль" с Наоми Уоттс и тем же Нортоном в главных ролях. Еще он как будто числится в сценаристах другой попытки популяризовать литературное произведение, Джима Томпсона, в частности, его "Убийцу внутри меня", снятого Майклом Уинтерботтомом. Но из всего немногого, чем известен Джон Керран, пожалуй, самой важной вещью можно назвать его "кросс-семейную" драму "Мы здесь больше не живем", рассказывающую довольно простую и безыскусную историю девальвации и опустошения человеческих отношений. В каком-то смысле его новый фильм "Стоун" можно было назвать продолжением темы, взятой им в разработку именно тогда. Но высматривать в предложенном Керраном взгляде на вещи некую тенденцию, а уж тем более почерк, можно было лишь только в том случае, если бы других высказываний американский кинематограф просто не ведал. Это не так. И поэтому очередная зарисовка Керрана на вечно больные темы остается не более чем скорым скетчем в его личном альбоме для набросков из серии "Люди, вы такие люди".
В "Стоуне" основных героев как будто тоже четверо: Джек, его подавленная богомольная супруга, Мэдлин (Фрэнсис Конрой), порочная женушка с водевильным имечком Люсетта (Мила Йовович) и, наконец, сам Стоун. Между ними разыгрывается некий якобы неконтролируемый трюк, смысл которого передают лишь сочные операторские ухищрения.
Актерский ансамбль подобрался у Керрана действительно выдающийся, но что сталось с полезной энергией человеческих талантов, так и не сумевших "перевести" историю в плоскость "кинематографической ценности" житейских наблюдений, так и остается загадкой. В "Стоуне" нет ни соперничества, ни откровенных провалов и неудачных ракурсов, но при этом нет и жизни, того нерва, который по сути должен был биться в истории такого рода. Зачем снимают такие картины, все же имеющие некоторый потенциал и заряд, при относительно заниженных в сравнении с остальными мейджорскими проектами бюджетами, тоже не очень понятно. Вернее, понятно, почему такие попытки многими режиссерами до сих пор предпринимаются, но почему из пятнадцати картин, дай бог одна оказывается чем-то более внятным и менее занудным, чем общий поток, понять пока трудно.
Обозреватель Полина Грибовская
/Интерфакс/