Пытка немыслимым
Новый фильм режиссера Грегора Джордана "Немыслимое" изучает отношение современной Америки к проблеме пыток подозреваемых в терроризме и приходит к необычным выводам
Москва. 8 октября. INTERFAX.RU - Специальный агент ФБР Хелен Броуди (Кэрри Энн-Мосс) подключается к допросу американского ветерана войны в Ираке Стивена Янгера (Майкл Шин), принявшего ислам и пославшего в спецслужбы США видеообращение с угрозой взорвать через несколько дней три атомные бомбы, находящиеся в разных городах страны. Наивысший уровень террористической угрозы полностью развязывает руки всем, кто причастен к расследованию, что позволяет им прибегнуть к услугам главного специалиста в стране по пыткам, загадочного мистера Эйч (Сэмюэл Л. Джексон). Противостояние свято верящей в дееспособность Конституции Броуди и полностью игнорирующего какие-либо права человека Эйча в процессе допроса приведет в итоге в необычным результатам, вскрывающим все недостатки отношения современной Америки к проблемам, связанных с угрозой терроризма.
Психологический триллер "Немыслимое" спустя почти год после мировой премьеры выходит и на экраны российских кинотеатров. Его автор - достаточно известный в нашей стране австралиец, работающий в США, Грегор Джордан. Зрители наверняка помнят его предыдущие работы "Солдаты Буффало" (2001) или "Информаторы" (2008), экранизацию известной книги Брэта Истона Эллиса, не так давно прокатывавшуюся в России. "Немыслимое”"похож на эти фильмы Джордана критическим отношением к американскому обществу, на этот раз к той его стороне, что связана с отношением к исламу и вытекающим из него отношением к глобальному терроризму. И это дает основание предположить, что режиссер поставил себе цель осветить в своем творчестве все аспекты жизни современной Америки и подвергнуть их основательной критике - от несовершенного устройства армии ("Солдаты Буффало") до тотальной развращенности среднего класса ("Информаторы"). Такой разброс тем, конечно же, предполагает достаточную степень поверхностности суждений, но Грегор Джордан с каждым разом умудряется более или менее избежать этой проблемы.
Не в последнюю очередь это происходит и из-за того, что режиссер подходит к теме фильма с неожиданной стороны - в "Немыслимом" этой стороной стал вопрос правомерности применения пыток в борьбе с терроризмом, в частности в ходе допросов лиц, подозреваемых в причастности к нему. Герой Самуэля Л. Джексона начинает свою работу с отрубания фаланг пальцев на руках своего "подопечного" и обещает, что это самое легкое, что ему предстоит пережить. Обещание он свое, надо признать, сдерживает, чем приводит в смятение не только узника, но и людей стоящих по ту сторону стекла - профессиональных военных и высших чинов обеих агентств безопасности. Неадекватные (или, наоборот, слишком адекватные), но весьма разнообразные, реакции присутствующих на допросе помогают режиссеру нарисовать красочную картину настроений и убеждений людей, обеспечивающих безопасность в стране, пережившей самый крупный теракт последнего времени.
Но "Немыслимое" все же отличается от всего, что делал Грегор Джордан до этого - наряду с критикой здесь все же слишком много морализаторства и откровенной манипуляции. Очевидно его желание оставаться в придуманных им самим концептуальных рамках, но в то же время настолько же очевидна и его неспособность на этот раз сделать это.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/