Послание к москвичам
В Санкт-Петербурге завершился двадцатый МКФ "Послание к человеку" - фестиваль класса "А", о котором в Москве никто не знает. Никто" - это, конечно, преувеличение, но разве много статей об этом фестивале вы успели прочесть, пока он шел?
Москва. 26 июля. INTERFAX.RU - Я за время пребывания встретил с десяток московских журналистов, и даже если допустить, что местная пресса писала что-то для центральной, все равно этого было мало. Более того, даже петербуржцы про "Послание к человеку" не слыхали. Мы с коллегами специально ходили по кафешкам и пытались понять, почему сидящие в них люди не ходят на этот фестиваль. Они о нем не знают!
Удивительная вещь получается. В России два фестиваля класса "А" - ММКФ и "Послание к человеку". Второй "отвечает" за игровые короткометражки, анимацию и документальное кино. Так повелось еще с конца восьмидесятых. Так вот, на питерское мероприятие правительством практически не выделяется каких-либо достойных средств, и результат не заставляет себя долго ждать. Нечем платить за аренду залов – и у фестиваля всего четыре площадки, из которых две находятся в одном здании Дома кино. Не на что сделать рекламу и привезти журналистов – и город не в курсе, а пресса отдыхает на дачах. Практически бесплатно работают волонтеры в штабе, отборщики выбирают из того, что им прислали в Питер, будучи не в состоянии поехать на места. Как существует этот фестиваль, просто уму непостижимо!
А все-таки ему есть чем гордиться. Когда я просматривал список гостей за время его работы, у меня глаза на лоб полезли. Лени Рифеншталь, Годфри Реджио, Крис Маркер, Ричард Ликок вообще приезжал дважды – о таких людях в нашей дикой Москве можно только мечтать. В этот раз приехала Аньес Варда. Ей восемьдесят два года, она настолько легендарна, что сравнить ее значимость в кино можно с Годаром или Рене, а в дремучей азиатской стране ее фильмы поначалу шли при пустых залах. Разогрелись, вроде как, зрители и пошли валом. Она привезла, помимо ретроспективы из дюжины короткометражек и "Собирателей и собирательниц", новую работу "Пляжи Аньес" - удивительную по своей силе и драматургии автобиографию-рефлексию, где она склеивает кадры из своих старых фильмов, встречается со старыми друзьями, систематизирует прожитую жизнь и смотрит в будущее. Из ориентиров для тех, кто не смотрел этот фильм в Венеции, назову "Флэшбэк" Герца Франка, хотя фильм Варда более лиричен и сложнее композиционно. Кроме того, он пронизан каким-то особым дымком с могилы мужа Варда Жака Деми, который для нее по-прежнему, даже через двадцать лет после смерти, остается главным человеком в жизни. Говорят, что фильм уже можно скачать в Интернете, и я рекомендую немедленно этим заняться, потому что в ближайшие лет десять вряд ли его кто-то у нас выпустит в прокат. Кстати, забавная деталь: у нас Варда известна все-таки больше как режиссер игрового кино, между тем как она сняла всего несколько игровых работ. Зато в своих неигровых картинах она постоянно использует элементы игрового кино, иногда настолько тесно сближая эти два направления, что становится не по себе: классификации не получается. Еще она показывает Годара без очков, а вместо Криса Маркера она вклеила в фильм шарж на кота великого и загадочного гения, разговаривающего измененным голосом.
Из других любопытных гостей фестиваля стоит назвать Жака Клузо – второго режиссера фильма "Океаны" Жака Перрена. Между прочим, питерская премьера фильма состоялась на "Послании к человеку". Также следует сказать, что президентом фестиваля с этого года является Алексей Учитель, что наверняка внесет в "Послание к человеку" какие-то изменения. Например, в этом году фестиваль был проведен не в июне, как раньше, а в июле, потому что между "Кинотавром" и ММКФ не осталось свободного времени. Директором фестиваля на протяжении всех этих лет был и остается удивительный человек Михаил Литвяков, о котором я при случае напишу более подробно.
Наконец, фильмы. Их было просто гигантское количество – почти как на ММКФ. Одна только конкурсная программа занимала шесть часов в день, а тут еще ретроспективы (пять программ одной только Аньес Варда), национальная программа в прибавку к международной, дополнительные программы. С 15 по 22 июля мозги в этом фестивальном пекле плавились, а из-за количества фильмов большинство показывалось по одному разу, так что шансов пересмотреть упущенное практически не было. Питер, чтобы вы знали, может быть очень жарким, а Финский залив этим летом был теплее Черного моря. В залах не было кондиционеров, и эти фильмы протекали через сознание каким-то раскаленным потоком. У фестиваля есть еще ноу-хау для самых выносливых. Дело в том, что заявки на участие пришли в этом году из 86 стран. Все присланные фильмы складированы в фестивальной видеотеке, и любой может записаться туда, придти и оторваться с размахом: три тысячи фильмов для тех, кому мало фестиваля! Но фильмы – это прекрасно. Говорить о них по отдельности я не буду, потому что посмотреть их вы не сможете нигде. Скажу о тенденциях. В российском неигровом кино самое интересное сегодня предлагают мастерские Мирошниченко, Учителя и Разбежкиной. Скажем, новый фильм Вани Твердовского "Болевые точки" получил один из главных призов, а вообще я рекомендую запомнить это имя и найти другие его картины: "Святая канавка" и "Словно жду автобуса". Пока он студент Учителя, но его талант и решимость браться за трудные темы делают его одним из интереснейших молодых режиссером нового поколения. Свой очередной приз получил Андрей Грязев за знаменитого "Саню и воробья". Главный приз был присужден игровой короткометражке "Черновик" Тимофея Жалнина. Снятый в стиле модного сегодня документализма, фильм представляет собой срез нашей убогой действительности, в которой уничтожаются все благороднее порывы человека. Эта трагикомедия открыла перед нами большого режиссера, считает директор фестиваля Михаил Литвяков. Учитывая то, что на "Послании к человеку" были открыты Виктор Косаковский и Сергей Дворцевой, к его словам стоит прислушаться. Будем ждать появления "Черновика" в торрентах.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/