Именинный Матисьяху
В свой 31-й день рождения "самый известный хасид", а в большей, для нас, конечно, степени, регги-исполнитель Матисьяху впервые выступил в Москве
Москва. 2 июля. INTERFAX.RU - Про Матисьяху в Сети предостаточно исчерпывающей, а потому достаточно противоречивой информации. Исходя из всего того, что о нем известно, выводы делаются диаметрально противоположные. Тех, кто знаком с творчеством Матисьяху, в общем-то, легко можно разделить на два нейтральных лагеря. Кто-то считает его гениальным исполнителем раггамаффина, привнесшим в любимую музыку множество элементов собственной религиозной принадлежности и скрестившим иудейский инсайт со стопроцентной "корневой" основой регги. А кто-то видит в том, что производит Мэтью Миллер aka Матисьяху, некий конъюнктурный, спекулятивный момент, считая, что его творчество, по сути, является сплошь паразитическим наростом на великом наследии растафарианства и хасидизма. К музыке Матисьяху сторонники этого лагеря тоже предъявляют немало обоснованных претензий, одной из основных является, конечно же, вторичность. Но статный молодой человек, урожденный пенсильванец, вроде как плюет на все это с высоты своего почти двухметрового роста и лишь великоскорбно улыбается, поглаживая окладистую бороду с проседью. А песенки про озарение, единение и братство номинируются на "Грэмми", ломятся в чарты и становятся гимном Олимпийских игр.
В Москву Матисьяху привезли аккурат в его тридцать первый день рождения, и выступление прошло в Зеленом театре Парка им. Горького. Лучшей площадки для жаркого вечера последнего дня июня, как ни крути, не придумаешь. И это несмотря на облезлые скамейки, твердо помнящие мягкие места наших бабушек и дедушек, разбитый бетон под ногами и какую-то, в целом, ретро, если хотите, атмосферу.
Выход Матисьяху задержался на час с минутами, площадка заполнялась каким-то очень забавным "праворуким" методом, если наблюдать за процессом изнутри. Народ дружно валил в партер и танцпартер из правого входа. VIP-места многозначительно пустовали. А публику старательно разогревал нетленными хип-хоп, фанк и соул боевиками DJ Tactics из группировки Flammable Beats. Когда на сцену вынесли стопку белых полотенец, стало понятно, что ждать недолго. Потом скромно заняли свои позиции парни из Dub Trio, сопровождающие Матисьяху. Тихой походочкой показался на сцене и сам именинник, толпа приветственно и одобрительно завизжала и захлопала. И понеслось, и полилось.
Узнавать услышанные в студийной записи композиции было довольно непросто, live-исполнение в выгодную сторону мощно отличается от выхолощенного альбомного варианта. Семимильными шагами Матисьяху мерял сцену и периодически терял кипу, которую, подняв, неловко нахлобучивал на место. Белый комбинезон и зеленые "найки" плавно перемещались по подиуму в такт ритмов регги, даба и даже дабстепа. В общем-то, препарировать, увиденное в этот день в Зеленом театре, довольно сложно, но Матисьяху и Dub Trio показали, что можно сделать с материалом, которой легко мог бы оспорить любой меломан со стажем – нужно просто выйти к людям с хорошими музыкантами и сильным мессиджем. И все потоки выйдут из берегов. Матисьяху не пропустил, кажется, ни одной важной вещи из нескольких имеющихся альбомов, даже любимая "Chop’Em Down" из альбома 2004 г. "Shake Off The Dust…Arise" зазвучала по-иному. Конечно, были и "King Without A Crown", и "Youth", и "Exaltation", и гимн "Jerusalem", и "Warrior", и много других историй, рассказанных за два часа в сумеречном парке. У этого концерта, безусловно, была какая-то случайная и, не побоюсь этого слова, божественная драматургия стихийного праздника со стейдждайвингом и зажигалками в небо. Так что, возможно, в этот вечер, кто-то и переметнулся в лагерь сторонников, искренне симпатизирующих еврейскому сказочнику из Нью-Йорка.
/Интерфакс/